Основатель и художественный руководитель санкт-петербургского театра «Суббота», театровед, режиссёр скончался на 87-м году жизни после продолжительной болезни.
Юрий Смирнов-Несвицкий родился в 1932 году в Ленинграде. В 1956-м окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного театрального института им. А.Н. Островского. Его курс был участником беспрецедентного в отечественном театральном образовании опыта — мастерской режиссуры и актёрского мастерства на театроведческом факультете, деятельного соединения практики с теоретическим образованием.
После окончания института по распределению работал в Челябинске как преподаватель и литературный сотрудник местной газеты, основал Городской любительский молодёжный театр. По возвращении в Ленинград продолжил обучение в аспирантуре, занимался научными исследованиями (защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации, посвящённые современному советскому театру, постановкам пьес Арбузова и Маяковского) и преподаванием. С 1990 года — заместитель директора по научной работе, а затем главный научный сотрудник сектора театра Российского института истории искусств. Автор множества критических статей и ряда книг, среди которых «Вахтангов» (книга, изданная в знаменитой серии «Жизнь в искусстве»), «О многообразии сценических решений», «Зрелище необычайнейшее: Маяковский и театр», «Тихое чтение. Мой Бунин» и «Ещё одна жизнь» — книга, посвящённая театру «Суббота».
«Суббота» была основана в 1969 году как театр-клуб, в 1994 году любительский театр получил статус государственного. Объединивший творческую молодёжь разных профессий, театр считался (а поначалу и являлся) непрофессиональным, благодаря чему обладал немалой свободой высказывания как в художественном, так и в идейном плане: например, ещё до начала 80-х здесь пробовали создавать документальные спектакли и хэппенинги.
Смирнов-Несвицкий являлся не только бессменным художественным руководителем «Субботы», но и режиссёром, в том числе автором спектаклей по собственным пьесам. Среди наиболее заметных постановок — «Окна, улицы и подворотни», «Пять углов», «Козлова и Курицына», «Круг, приспособленный для сцены», «Крепостные актёрки».
«Рождение „Субботы“ уже давно обросло легендами. Первые субботовцы были интеллектуалами, теоретиками. Они пришли в Выборгский дворец культуры слушать лекции о театре. А после эти „теоретики“, совсем молодые люди, попробовали сами делать этюды. И вдруг всё переросло в спектакль с какой-то невероятной энергией, искренностью и острой формой.
Это оказалось громким театральным событием, которое привлекло внимание зрителей, критики и, разумеется, чиновников. Как только „Субботу“ ни называли: сумасшедший дом, диссидентка, шпана, ленинградская подворотня, островок свободы. Меня же интересовало соединение разных эстетик. Вахтанговские принципы актёрского существования, исследование природы театрального творчества. Эксперимент. Исповедальность. Театральная реальность, творимая здесь и сейчас», — рассказывал Смирнов-Несвицкий в интервью 2014 года.