Шерешевский ставит в петербургской «Субботе» криминальную комедию с музыкой

На фото — сцена из спектакля «Опера нищего» © Алексей Иванов

Сегодня и завтра, 22 и 23 октября, в петербургском театре «Суббота» пройдёт премьера спектакля Петра Шерешевского «Опера нищего» — сочинения по мотивам одноимённой пьесы Джона Гея.

Напомним, «Опера нищего» — знаменитая пьеса Джона Гея (1727), сатирическая криминальная история, в которой музыке — своеобразной пародии на итальянскую оперу — была отведена значительная роль. Многое в «Опере нищего» было новым для своего времени, однако в 20 веке славу пьесы Гея затмила «Трёхгрошовая опера» — культовое сочинение Брехта с музыкой Курта Вайля, ставшей крайне популярной. «Трёхгрошовая опера» — опыт переосмысления пьесы Гея, и Пётр Шерешевский вместе со своими соавторами в работе над премьерой решил пойти по пути Брехта: не ставить его самого, а обратиться к «первоисточнику». Однако за Брехтом он последовал в другом: как и родоначальник эпического театра, Шерешевский почти полностью переписал пьесу Гея — вдохновившись, по его собственным словам, примером «Трёх сестёр» Саймона Стоуна, где чеховский сюжет-«миф» повторяется почти без использования слов из чеховской пьесы. Впрочем, в отличие от современных персонажей «Трёх сестёр» Стоуна, герои Шерешевского действуют не совсем «в наши дни»: подыскивая обстоятельства новейшей российской истории, которые напоминали бы ситуацию и контекст «Оперы нищего», режиссёр (и автор пьесы — под псевдонимом Семён Саксеев) выбрал середину 1990-х.

В анонсе новой «криминальной комедии», как обозначен жанр премьеры, сказано: «Гей написал острую историю о любви и нравах английского общества, в которой преступники выглядели симпатичнее полицейских. Английские гангстеры, воры, ночные бабочки и нищие приобретут узнаваемые черты российских братков, эскортниц и бомжей. Страсти в этой среде кипят нешуточные. Кому-то из героев суждено уйти на дно и погибнуть, а кому-то — занять высокие посты. На фоне возни за первенство на социальной лестнице разворачивается красивая история любви и предательства романтика и преступника Мэкки-Ножа». Соответствует этому описанию и визуальное решение спектакля — сценография Фемистокла Атмадзаса и костюмы Ольги Атмадзас. Их соавтором стал художник по свету Евгений Ганзбург.

На промофото спектакля «Опера нищего» — Владислав Демьяненко © Алексей Иванов

Сохранится в спектакле и «память жанра»: музыкальные номера-зонги с использованием шлягерных мелодий 1990-х написаны композитором Ванечкой («Оркестр приватного танца») и будут звучать в живом исполнении. «„Суббота“ не была бы „Субботой“, не наполнив эту историю своей музыкой», — говорится в анонсе спектакля: актёры этого театра поют и играют на музыкальных инструментах не только в спектаклях, где часто собираются в полноценный ансамбль, но и на концертах.

Любопытно, что в версии Шерешевского появился своеобразный «оммаж» Чехову: центральные герои, у Гея (и Брехта) носившие фамилию Пичем, здесь стали Пищиками. Во многих других случаях фамилии и имена созвучны изначальным вариантам (например, Люси Локит стала Людмилой Локтевой). Сохранилось и имя Мэкки — оно стало кличкой главного героя, названного Михаилом Молотовым.

Роль Мэкки сыграет Владислав Демьяненко. В других ролях — Владимир Шабельников, Марина Конюшко, Анастасия Полянская, Артём Лисач, Григорий Сергеенко, Григорий Татаренко, Алексей Белозерцев, Софья Андреева, Анна Васильева, Валерия Ледовских и Екатерина Рудакова.

Комментарии
Предыдущая статья
Евгений Ибрагимов устраивает в Амстердаме «Метель» из русской классики 21.10.2022
Следующая статья
В независимом театре «Среда 21» пройдёт премьера по тексту Фоссе 21.10.2022
материалы по теме
Новости
Хуснияров и «Маяковка» покажут «странствия вечной любви» по Абгарян
27 и 28 апреля на Основной сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Дениса Хусниярова «Симон» по одноимённому роману Наринэ Абгарян.
Новости
Павел Табаков сыграет в премьере МХТ по пьесе Данилова
25 и 26 апреля на Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова пройдёт премьера спектакля Дениса Азарова «Стоики» по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова.