27 ноября на Основной сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Уланбека Баялиева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по пьесе Венедикта Ерофеева.
«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», написанная Венедиктом Ерофеевым в 1985 году, является единственной завершённой пьесой автора. Впечатления писателя от очередной госпитализации в психиатрическую больницу для лечения от алкогольной зависимости легли в основу произведения. Как сообщается на сайте театра, «в психушку попадает главный герой пьесы — Гуревич (его играет Дмитрий Назаров), как и Ерофеев, абсолютно не зависимый от общества человек, дорого заплативший за эту свою отдельность. В больнице Гуревич встречается со своим антагонистом Прохоровым (Игорь Верник) и последующие события разворачиваются драматически». Сам Ерофеев назвал свою «Вальпургиеву ночь» трагедией, Уланбек Баялиев же создаёт на сцене МХТ имени Чехова трагикомедию.
О восприятии пьесы и её автора режиссёр Уланбек Баялиев рассказал пресс-службе театра: «Взгляд Венедикта Ерофеева на мир — взгляд изгоя, тотально одинокого человека. Это одиночество, ненужность легли в основу его жизненной философии. Он никогда ни у кого ничего не просил, не ходил по издательствам со своими текстами, не пытался „оставить след“. Тянул кабель по всей стране, был грузчиком, бурильщиком, сторожем, разнорабочим… И писал, потому что не мог без этого жить, как не мог не дышать.
Пьеса „Вальпургиева ночь, или Шаги Командора“ написана им после пребывания в больнице имени Кащенко. Её герои — такие же изгои, как и он. Люди, чей талант, чья жизнь не востребованы страной, да и вообще никому не нужны. И здесь, в персонаже Гуревиче, в котором угадывается сам Ерофеев, мне видится его попытка всё-таки докричаться хоть до кого-нибудь: „Что же вы делаете?! Мы все сдохнем!“ Это требование внимания и любви — любви пространства, любви людей. Даже будучи изгоями, мы нуждаемся в любви — это главная жизненная необходимость. Что произойдёт, если её не будет совсем? Может быть, об этом — об отсутствии любви — наша история».
Главные роли исполняют Дмитрий Назаров и Игорь Верник. В спектакле также заняты Николай Сальников, Армэн Арушанян, Валерий Трошин, Ростислав Лаврентьев, Алексей Агапов, Антон Ефремов, Владимир Кузнецов, Владимир Любимцев, Янина Колесниченко, Ульяна Глушкова, Артём Панчик. Художественное решение спектакля разрабатывает постоянный соавтор Уланбека Баялиева — Евгения Шутина, художник по свету — Дамир Исмагилов, хореограф — Ольга Каплунова, хормейстер — Алёна Хованская.
Уланбек Баялиев — режиссёр, актёр. Окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (курс Дмитрия Кознова, 2001), режиссёрский факультет ГИТИСа (курс Сергея Женовача, 2006). Поставил спектакли «Барабаны в ночи» по Брехту в московском драматическом театре «Et cetera», «Ночь ошибок» по Голдсмиту (Русский драматический театр, Уфа), «Гроза» по Островскому и «Ромул Великий» по пьесе Дюрренматта (Театр им. Е. Вахтангова), «Двое на качелях» по Гибсону (Вильнюсский Малый театр), «Зимняя сказка» по Шекспиру (ТЮЗ им. А.А. Брянцева), «Железнова Васса Мать» по Горькому (Свердловский академический театр драмы). В 2019 году на Малой сцене МХТ имени Чехова выпустил спектакль «Сахарный немец» по роману Сергея Клычкова.