Учиться Родина любить

Режиссер Юрий Квятковский со студентами Мастерской Дмитрия Брусникина поставил в Центре имени Мейерхольда развлекательный политический спектакль, который учит молодых актеров создавать, а зрителей воспринимать актуальный театр.

Лебедяния — страна поэтов. Чтобы стать ее гражданином, надо сдать экзамен по стихосложению участницам проекта «Сван», отделения Федеральной миграционной службы. Выглядит Лебедяния как аэропорт (металлоискатели и ограждения), оформленный в стилистике выставки «Русское бедное» (художник Полина Бахтина). Дощатая сцена-ринг в форме восьмиугольника, туалетные бачки, лодка-ванна с приделанными жестяными крыльями и шеей лебедя. Одето местное население в телогрейки и спортивные костюмы. Чиновницы носят гибрид формы стюардесс и военных. Повсюду орнаменты как на спортивных костюмах Bosco.
Главная героиня — руководитель проекта «Сван» Клавдия Петровна: походка борца сумо, тяжелая коса, в интонациях сочетается казенность и наивность. Несмотря на должность, Клавдия Петровна женщина чувствительная и честная. Ее ждет стандартное для антиутопии испытание — любовь.
Избранник чиновницы — Родин, профессиональный поэт в трениках и ватнике, иностранец, сын местных дипломатов, имеющий гражданство Эфиопии. Он помогает гастрабайтерам Малдакулу, Узбеку и Октавии освоить стихосложение. Клавдии Петровне надо сделать выбор — остаться жестоким государством или, выйдя замуж за поэта-иностранца, стать Родиной.
Спектакль по пьесе Андрея Родионова и Екатерины Троепольской «Проект „Сван“» назван поэмой-антиутопией. С тоем же успехом можно назвать его сатирическим мюзиклом. Юрий Квятковский свободно и уже привычно комбинирует жанры, создавая зрелище одновременно актуальное и легкое для восприятия. Но в первую очередь «Сван» — учебный спектакль. Не из-за шероховатости, а по цели. Учатся и актеры, и зрители. Работа разделена на три части: читку, этюды, спектакль. Зрителю приоткрывают механизм возникновения театрального действия, предлагают (на добровольной основе) познакомиться с процессом постановки. Но даже не наблюдая за подготовительными этапами (все равно, впрочем, сыгранными), можно рассмотреть учебную конструкцию спектакля.
Он решен как серия этюдов. Актеры показывают умения в границах выбранной пьесы. Примеряют основные инструменты актуального театра, подступаются к эстетическому восприятию настоящего времени и проживанию его на сцене. Пробуют «ловить» зрителей. Выкатившись в зал на деревянной лодке-трибуне — дистанция с аудиторией минимальна — читают монологи. Вот эфиоп-поэт вопросительно смотрит мне в глаза: «Почем виски?» Ждет ответной реакции.
Зыбкие связи между этюдами скрепляют музыка (композитор Сергей Касич) и танец (хореограф Ирина Галушкина). Новейшее время соседствует со стариной: этнические мотивы смешаны с электроникой, угловатый современный танец с народным. Перкуссионист отбивает ритм, актеры исполняют ритуальную пляску, сотрясая первые ряды. Сюжет пьесы Родионова — Троепольской второстепенен и считывается довольно тяжело, утопает в деталях, захлебывается энергией молодых исполнителей. Важна скорее поэтическая форма первоисточника. Вьются сатирические рифмы, оплетают сцену серые ленты ограждений, красные ленты связываются то ли в свадебный шалаш, то ли в жертвенный костер. Кровавая расправа чиновниц над гастрабайтерами — битва развевающимися сатиновыми лентами художественных гимнасток. Портрет Клавдии Петровны, сквозь который она прорывается к Родину, сплетен также из лент.
Получается не отпугивающая антиутопия, а лирическая карикатура, зарисовка бюрократической России, маскирующей за высокой поэзией дерьмовую реальность, в которой даже дождь — грязь. Оригинального в этом мало, но ситуацию спасает легкость постановки, отсутствие ложного пафоса. Правда, за обилием образов (пусть остроумных и удачных), которые авторы бесперебойно вываливают на сцену, желая, кажется, рассказать за 1 час 20 минут все обо всем и всеми способами, теряется ясность высказывания. Но для части зрителей «Сван» может стать неотталкивающим опытом знакомства с современным искусством, попыткой сориентироваться в предлагаемых им методах и приемах.

Комментарии
Предыдущая статья
Азбука от Жерома 21.03.2016
Следующая статья
Открытое письмо ректору РГГУ по поводу увольнения Вадима Гаевского 21.03.2016
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…