Спектакль-бродилку «Тыквы-гиганты» о загадочных овощах и лете 1994-го Семён Александровский создал для Пушкинского музея. Проект стал единственной театральной работой среди «маршрутов», представленных новообразованной московской «Музейной четвёркой».
Этой осенью четыре московских музея «объединились вокруг реки», как сформулировал директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Гараж» и Дом культуры ГЭС-2 стали «Музейной четвёркой» — единым культурным пространством. Все музеи останутся независимыми, но будут взаимодействовать на новом уровне, создавая совместные концепции и проекты. Руководители институций считают, что их вольная коллаборация схожа «с другими мировыми неформальными объединениями музеев — венским „Музейным кварталом“, лондонской и нью-йоркской „Музейной милей“, франкфуртской „Музейной набережной“» (определение The Art Newspaper Russia). Первым проектом «Музейной четвёрки» стали так называемые «маршруты» — авторские городские экскурсии. Все они находятся в открытом доступе, привязаны к GoogleMaps и предлагают посмотреть на пространство «вокруг реки» с разных ракурсов: архитектурного, исторического, художественного и театрального.
Аудиоспектакль Семёна Александровского «Тыквы-гиганты» — мокьюментари об огромных овощах, которые проросли летом 1994 года сквозь трещины в асфальте. Герои спектакля рассказывают о том, как они ухаживали за тыквами и как это влияло на их жизнь. Освоение города в его прошлом и настоящем балансирует на грани документально-подлинного и фантастического. Вместе с Александровским, автором идеи и режиссёром, стилизованный под вербатим спектакль придумывала драматург Любовь Винк. Она, в частности, автор текста для променада «Прохожий» красноярского театра «Вспышка», а также один из инициаторов красноярской версии спектакля «Любовные письма», работа над которой идёт прямо сейчас. Напомним, премьера петербургских «Любовных писем» Семёна Александровского и Pop-up театра прошла 8 октября.
О «Тыквах-гигантах» Семён Александровский рассказал журналу ТЕАТР. подробнее: «Рассказывают об этих тыквах люди, которые за ними в то время ухаживали и которым тыквы запомнились как нечто светлое, содержательное в тех непростых временах. Прослеживается связь между этими тыквами, а также между тыквами и музеями, потому что они удивительным образом выросли в таких местах, где существовали или впоследствии появились музеи. Интересно, какое вообще отношение имеет тыква к современному искусству, — тут вспоминается художница Кусама, которая, возможно, была посетителем одной из тыкв — вместе со смотрителем Третьяковской галереи на Крымском Валу. <Одна из знаменитых „тыкв“ японской художницы Яёи Кусамы, огромный арт-объект „Жёлтая тыква“, была установлена на острове-музее Наосима именно в 1994 году; летом 2021 года „Жёлтую тыкву“ тайфуном смыло в море. — прим. ТЕАТР.>. Всё это монологи живых людей и очень человечные истории, в которых прослеживается и личная биография, и какой-то срез жизни страны в этот момент, и парадоксальная связь с искусством. Мне было интересно исследовать это как параллельную смысловую реальность, пласт поверх карты города, который формирует иную ритуальность: музеи предлагают свои ритуалы, и город полон ритуалов, просто надо уметь их выявить. А когда человек растит овощ, особенно такую необычную тыкву, он проникается к этому растению сильными чувствами: если почитать интервью людей, которые выращивают этот сорт Atlantic Giant, то видишь, что там совершенно особая лексика — и такое простое действие, как выращивание овоща, делает его объектом какого-то гипертрофированного применения чувственности и внимания».
Послушать спектакль «Тыквы-гиганты» (даже не следуя маршруту в реальности) можно на сайте «Музейной четвёрки» бесплатно в любое время.