15 октября на площадке МТЮЗа «Игры во флигеле» пройдёт премьера пластической постановки «Человеческий голос» по одноимённой пьесе Жана Кокто. Автор спектакля — режиссёр и хореограф Виктория Арчая.
Первые показы «Человеческого голоса» ещё до московской премьеры прошли в Петербурге на фестивале «Балтийский дом-2022» — там МТЮЗ представил блок камерных работ молодых режиссёров: вместе с «Человеческим голосом» сыграли «Пятую печать» Елизаветы Бондарь и «Семью Грей» Андрея Гончарова.
«Человеческий голос» Кокто — возможно, самая знаменитая монопьеса мирового репертуара. Она несколько раз экранизирована — в первой киноверсии, снятой Роберто Росселлини, сыграла Анна Маньяни, в новейшей картине Педро Альмодовара — Тильда Суинтон. «Человеческий голос» ставят не только на различных драматических сценах, но и в музыкальном театре: на основе этого текста написана последняя опера Франсиса Пуленка. Однако в МТЮЗе выпускают пластическую версию истории о женщине с телефонной трубкой (героиня «Человеческого голоса» разговаривает с любовником, который завтра женится на другой). При этом в спектакле принимают участие одновременно три актрисы: Илона Борисова, Полина Одинцова и Алла Онофер. И хотя в репертуаре МТЮЗа есть музыкальные спектакли и даже мюзиклы, подобный опыт для театра можно считать новым. Любопытно, что автор премьерного «Человеческого голоса» Виктория Арчая встретилась с коллективом театра в работе над драматическим спектаклем — она создавала хореографию для недавней премьеры Камы Гинкаса, спектакля «Отец Сергий» по повести Льва Толстого.
На фото — сцена из спектакля «Человеческий голос» © Елена Лапина
МТЮЗ подчёркивает в пресс-релизе, что для создателей постановки была важна не привычная и очевидная ассоциация (человеческий голос как звук речи), а более глубинное понимание «человеческого голоса» как «голоса тела». Помещая три образа одиночества в самое камерное пространство театра — белую комнату «Игры во флигеле», — Виктория Арчая и её соавторы пробуют «через пластику тела, ритм, тембр, через движение передать звучание знаменитого первоисточника». «Три героини соединяются и отталкиваются в пространстве бесконечного ожидания, — поясняет театр в пресс-релизе. — Они делят друг с другом одиночество и бессилие, смирение и надежду. Их истории наслаиваются, создавая узлы новых смыслов, и встречаются в общей точке проживания и нового рождения».
«Мне было интересно это переключение между вербальным текстом и невербальным, телесностью, между открытым, аутентичным телом — или совсем маленьким честным жестом», — поясняла Виктория Арчая местным СМИ во время петербургских показов «Человеческого голоса».
Виктория Арчая — балетмейстер, режиссёр, танцовщица и педагог-хореограф. Окончила Московский губернский колледж искусств (кафедра народного танца) и Московский институт культуры (кафедра современной хореографии и танцев народов мира ). Художественный руководитель и хореограф Независимой компании современного танца «Libertatem» (с 2018). В числе спектаклей, которые Арчая создала как хореограф-режиссёр и исполнитель, — «Триптих. Автопортрет», «Гауди», «0,5 пустоты», «Ти-ре», «Эпиметей», «Индекс 011235». В 2021-2022 — руководитель танцевальной группы Воронежского Камерного театра.