27 марта, в День театра, в Третьяковской галерее пройдёт первый показ цикла «Третьяковка: опера в кино». Старт ежемесячным показам оперных спектаклей главных театров мира даст премьера Парижской оперы — «Аида» Верди в постановке Лотте де Бер — и встреча с исполнительницей роли Амнерис Ксенией Дудниковой.
Напомним, одна из самых известных опер мирового репертуара, «Аида» была написана Джузеппе Верди в 1870 году. В основе сюжета — легенда, изложенная в древнеегипетском папирусе. Его расшифровал один из самых знаменитых египтологов Огюст Мариетт (в другом написании Мариет). «Аида» была написана по заказу правительства Египта, и мировая премьера оперы прошла в Каире. История создания «Аиды» неразрывно связана с расцветом колониализма, картиной мира и образом мысли людей второй половины девятнадцатого века. Это принципиально для режиссёра новой «Аиды» Лотте де Бер.
Режиссёр из Голландии Лотте де Бер «Аидой» в феврале нынешнего года дебютировала на сцене Парижской оперы. Традиционной зрелищно-«египетской» экзотике она предпочла собирательный образ девятнадцатого века — момента написания оперы, а не вымышленного времени действия. Однако принципиальным для неё стала идея столкновения двух миров, существующая в самой «Аиде» — в иных «декорациях».
Подробнее о своём видении оперы Верди и спектакле Парижской оперы Лотте де Бер рассказала в интервью порталу Opera Online: «В этой опере есть прекрасно выстроенная история о войне, идентичности, рабстве и любовный треугольник, а сама Аида становится той точкой, в которой сходятся все эти линии. С другой стороны, ориенталистская составляющая оперы — своеобразная проблема: Верди заимствовал темы из других культур и превращал в клише. И мы решили показать оба слоя: историю, которая рассказана в опере, и историю самой оперы. Мы помещаем всё действие в метафорический „музей 19 века“, где награбленное по всему миру искусство выставлено перед Западом, так что мы сталкиваем не просто две культуры, а две художественные формы. Мы хотим показать образ Древнего Египта из оперы как образ Запада — потому что, как мне кажется, в действительности именно его Верди изобразил таким способом».
Отдельного упоминания в том же интервью заслужило визуальное решение спектакля. Авторы спектакля обратились к художнице Вирджинии Чихоте — живущей в Эфиопии уроженке Зимбабве, известной своими экспрессивными работами. Сквозная линия этих работ — маргинализованное тело чёрной женщины. Чихота создала наброски по «Аиде», которые кукольник Мервин Миллар (Mervyn Millar) и его компания «превратили» в театральных кукол. Живопись Чихоты и куклы Миллара, по словам режиссёра, объединились против «живых картин» 19-го века. В частности, кукольники присутствуют на сцене рядом с певцами, их видно, и это противопоставляет коллективное творчество индивидуализму, а сама кукла, которая «оживает» и снова превращается в объект, напоминает Лотте де Бер объективацию людей, присущую колониальному рабству.
В спектакле заняты знаменитый тенор Йонас Кауфман (Радамес), сопрано Сондра Радвановски (Аида), баритон Людовик Тезье (Амонасро), а также меццо-сопрано Ксения Дудникова. Дудникова — солистка Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.Ив. Немировича-Данченко — исполнила роль Амнерис на парижской сцене, а 27 марта в Третьяковке примет участие в премьерном показе (зрители смогут обсудить спектакль с артисткой и задать ей вопросы). За дирижёрским пультом — Микеле Мариотти. Напомним, Парижская опера по-прежнему закрыта для зрителей, и премьеру «Аиды» играли на пустой зал.
Отметим, что TheatreHD и OperaHD будут показывать «Аиду» Лотте де Бер не только в День театра в Третьяковской галерее — показы будут проходить в других кинозалах и городах (в частности, петербургская премьера намечена на 4 апреля). Подробную информацию и расписание можно найти на сайте проекта TheatreHD.
Что касается проекта «Третьяковка: опера в кино», то о дальнейших планах в официальном релизе проекта говорится следующее: «Весной планируется показ других спектаклей из ведущих театров мира. Среди них — барочная опера Георга Фридриха Генделя „Агриппина“ в постановке режиссёра Дэвида МакВикара на сцене Метрополитен оперы, где заглавную партию блестяще исполнила Джойс ДиДонато. Ещё одна долгожданная премьера — это „Фауст“ Шарля Гуно, дебют режиссёра Тобиаса Кратцера на сцене Парижской оперы. Главную роль в этом спектакле исполняет тенор Бенжамен Бернайм».