Толстой против Вампилова

В Краснодарском Молодежном театре вышел «Дьявол» в постановке Дениса Хусниярова. Инсценировку повести Толстого сделала Ася Волошина, приблизившая ее содержание к изменившемуся менталитету современного человека.

В Краснодарском Молодежном театре сложилась крепкая и интересная постановочная команда. Режиссер Денис Хуснияров, сценограф Эмиль Капелюш, музыку написал Виталий Истомин, пластические вариации сочинены хореографом Анжелой Сердюковой, хороша и световая партитура Игоря Фомина.
Не мной замечено: сценические создания Дениса Хусниярова очень разные. Где бы и над каким материалом он ни работал, всегда предлагает что-то новое, непредсказуемое. По этой причине, впрочем, и интересен. Хотя, конечно, не только по этой. Его спектакли – очень личные, режиссер вкладывает в них собственные размышления, метания, поиски – не только театральные, но, вероятно, и жизненные. Одна их главных тем его последних спектаклей – омут, водоворот разнонаправленных желаний и ощущений, в котором тонет молодой человек, не в силах выбраться, не имея достаточной силы воли. Так было в «Утиной охоте» Вампилова в петербургском Театре на Васильевском, то же сегодня и в краснодарском «Дьяволе».

При этом, как уже было сказано, благодаря Асе Волошиной, толстовские страсти не рвутся в клочья, а в текст автора оригинала вторгаются цитаты из разных авторов: от Пушкина и Леонида Андреева до Ницше, атмосфера же происходящего подчас приближается к тургеневской. Оно и понятно: многое изменилось во времени и человеке, а значит, необходима и определенная трансформация интонации спектакля, в котором, кстати, муки и метания души тоже присутствуют.
В сценографии Эмиля Капелюша нет натурализованного и агрессивного «быта». Привязкой ко времени служат лишь костюмы, напоминающие о временах более чем столетней давности. На сцене же – немного идиллическая картинка деревенской глуши, но не запустения: телеги, сеновал, колодец, на горизонтальных палках подвешены длинные белые полотнища. Они, правда, практически не работают на действие, оставаясь в неизменности и неподвижности. Разве что в финале часть полотнищ спускается, закрывая от нас главных героев – и перед ними начинает идти мелкий и затяжной дождь.

Никаких убийств или самоубийств (как в разных вариантах толстовского оригинала) здесь не случится. Времена не те.
Решение актерских образов в спектакле Дениса Хусниярова тоже не грешит надоевшими яркостью и «сочностью». Перед нами – обычные люди, живущие по известным им правилам, подчас ошибающиеся, заблуждающиеся, но не со зла. Просто так получилось. При этом сценическое действие словно двоится: реальность мешается то ли со снами, то ли с видениями героев, и это скрещивание наполнено игровой театральностью, которая здесь очень уместна, поскольку уводит от простой линейности фабулы в более сложный сценический мир. Девичьи песни, лай собак, мычание коров, блеяние козы. Все последние звуки комично воспроизводит Старуха – Юлия Макарова, немножко юродивая, но мягкая, не злая, не пугающая.
Главный герой – молодой помещик Евгений (Алексей Замко), которого бес попутал слюбиться с красавицей крестьянкой Степанидой (Полиной Шипулиной), похож на так и не повзрослевшего ребенка. Он по-своему прекраснодушен, наивен, жизни не знает, рефлексиям поначалу не подвержен. А что совесть его по поводу Степаниды, порой напоминающей гоголевскую Панночку, не мучает, ну так принято в его кругу. Подумаешь, крестьянка? Да и для здоровья полезно. А если что не так пойдет – «перерву»! Но «книжная» жизнь внезапно сталкивается с реальностью…
Физическая тяга к Степаниде – Шупулиной, красивой, раскованной, вызывающей, но не вульгарной, впрочем, вполне понятна. Уж слишком умильна, правильна и однообразна будущая жена Лиза (Анастасия Радул). Правда, в этом, кажется, нет вины самой артистки, так уж ее роль придумана пресно и без разнообразия.
Но главная проблема спектакля оказалась не в этом (ее, вероятно, еще можно подкорректировать). Пока что не слишком внятно и четко в сценическом действии проявилось ключевое событие, что разделило жизнь героя на две части, привело к отчаянным мучениям, доводящим едва ли не до сумасшествия. «Связь» с крестьянкой случилась тихо и буднично. Не было того «солнечного удара», того капкана, в который попал герой, почти без надежды из него освободиться.
И поэтому во второй своей части спектакль вдруг резко меняет интонацию, не подводя к ней зрителей постепенно и объяснимо. Вот уже появились приметы сценической «дьявольщины» — в резких перепадах света, тревожной музыке, взвинченных интонациях. И Евгений также резко стал другим. Его страдания, мучения, горькие размышления – все это есть и прекрасно играется артистом. Но получается не развитие, а резкий сдвиг, в котором, кажется, потерялось что-то главное и важное. Вторая часть сыграна, скорее, не по Толстому, а по Вампилову, у которого и нет этих кульминационных взрывов, все спрятано вглубь. Но у Толстого-то по-другому.
Правда, Денис Хуснияров очень интересно решил роль Дядюшки (Дмитрий Морщаков), который выступает здесь этаким коллективным «автором», зачитывая цитаты из вышеуказанных авторов. Смешно, задумчиво, печально, всегда по-разному. Получается такой человек от театра, способный там, где буксует действие, озвучить его суть и мораль. Опять же, без всяких надрывов.
Впрочем, идеальных спектаклей, наверное, не существует. Но у «Дьявола» Дениса Хусниярова и Аси Волошиной не отнять свежести восприятия классического произведения, очень профессионального, грамотного и эмоционального воплощения, тонкости и чуткости актерской игры. И даже с проблемами его интересно разбираться, ведь здесь остается некое свободное пространство для зрительского восприятия и осмысления, что бывает, согласитесь, не так уж часто.

Комментарии
Предыдущая статья
Немецкий Брехт и канадский Шекспир говорят по-французски 30.04.2018
Следующая статья
Портрет художника в старости 30.04.2018
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…