«Толстой» и детство вписались в ландшафт

На фото - спектакль "Лурнист" / Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Толстой"

В этом году у фестиваля «Толстой» впервые заявлена тема – «Детство». Станет ли программа более однообразной и цельной от заданного вектора и что планируют организаторы в будущем, рассуждает Алиса Литвинова.

У фестиваля «Толстой» полоса юбилеев: в прошлом году – столетие со дня основания музея-усадьбы, в этом – 170 лет повести Льва Николаевича «Детство», что и побудило организаторов превратить название произведения в тему фестиваля. В следующем круглая дата у «Анны Карениной» – 150 лет.

С одной стороны, необходимость сформулировать концепцию скорее всего связана с нововведением: в этом году впервые прошла резиденция «Сила слова», благодаря которой возникло четыре спектакля и музыкальная программа. Чтобы как-то помочь художникам не потеряться в количестве легенд и фактов о семье Толстых, организаторы фестиваля задали вектор исследования – детство. Несколько независимых творческих команд приехали в усадьбу, пообщались с сотрудниками музея, собрали необходимую информацию, да и просто нагулялись. Любопытно, что работы резидентов представляют практически все возможные подходы к материалу, кроме, разве что, буквальной постановки повести. За это решение отвечал спектакль студентов ГИТИСа (мастерская Каменьковича и Крымова) «Детство», поставленный Натальей Назаровой.

Надо уточнить, что не все проекты напрямую связаны с детством, есть и те, которые относятся к переосмыслению наследия Льва Толстого. Так были организованы гастроли Театра Вахтангова с пятичасовым спектаклем Римаса Туминаса «Война и мир». Специально для этого показа была переоборудована большая сцена на открытом воздухе, в точности повторяющая масштабы главной площадки театра. Теперь «Толстой» сможет приглашать более сложные и масштабные проекты по произведениям писателя, поэтому в следующем году может увеличиться количество спектаклей большой формы.

Связана с Толстым и возникшая на резиденции «Сила слова» часть спектакля-грибницы «Лес». Проект, куратором которого стал режиссер Борис Павлович, вдохновлен философией мыслителя Владимира Бибихина. «Лес» устроен как лес: независимо друг от друга существует неограниченное количество «актов» — с разным составом актеров, разной продолжительности и разной формы. Эти части, как и деревья в лесу, не имеют иерархии и последовательности, их можно смотреть в любом порядке. Две части – «Лес. Застолье» и «Лес. Лекция» – были привезены, а «Лес. Дневники» – «акт», выросший в Ясной Поляне. Он основан на дневниках Льва Толстого и комментариях Бибихина к ним. Собрав зрителей на опушке, Ангелина Засенцева, Анастасия Пронина и Кристина Токарева пытаются предложить зрителям поразмышлять о себе и записать ощущения в виде дневниковой заметки. Выбранная форма интерактива напоминает утренник и сильно контрастирует с размышлениями Толстого о себе и о жизни, а Бибихина – о Толстом. Актрисы, они же создательницы спектакля, попытались упростить материал, но от этого цитаты стали звучать еще сложнее на фоне остального текста.

На фото – спектакль “Муравейное братство” © пресс-служба фестиваля “Толстой”

Диалог с пространством Ясной Поляны, в том числе, через отсылки к «Детству», без непосредственного обращения к тексту или к теме, есть в «Муравьином братстве». Артисты «Мастерской Брусникина» и режиссёр Алина Насибуллина выстроили спектакль-путешествие мимо Дерева Надежды и Источника Успеха, через Поле Свободы к Мосту Ожиданий. Толстовский бесконечный поиск пути и правды превращен в бродилку с картой, которая иногда становится чересчур серьезной и оттого пафосной – в силу предмета разговора. В монологи героев, похожих на чудаков Шукшина, почти незаметно вплетены цитаты из произведений, легенды усадьбы и фрагменты дневниковых записей. Променад – приятная прогулка по лесам и полям, на протяжении которой пространство вокруг начинает постепенно искажаться мифологией места. Это все равно, что гулять по Беляево и сталкиваться с людьми, которые разговаривают стихами Пригова – постепенно начинаешь поддаваться слиянию слов и ландшафта. В конце миф оказывается сильнее реальности, и перед зрителями возникает легендарный крепостной оркестр, с которым, при желании, можно спеть.

Но вернемся к теме фестиваля. Первая форма осмысления детства – работа с детской и подростковой аудиторией. В этом году формат «Толстого» даже более семейный, чем всегда. В теплицах прошла серия мастер-классов по истории театра. Режиссер Иван Пачин и драматург Мила Денёва совместно с Тульским ТЮЗом создали спецпроект «В поисках синей птицы» – спектакль-променад о театре. В зависимости от статуса зрителя – ребёнок или родитель – опыт отличается: взрослым прочитают очень подробную и несколько нудную инструкцию, как водить детей в театр, тогда как их чад ждет создание собственного спектакля.

Был на фестивале и большой блок кукольных спектаклей. Единственный по Толстому – «Филипок» – Тульского театра кукол. Karlsson Haus из Санкт-Петербурга привез: «Цыплёнка» по мотивам одноименной сказки Корнея Чуковского, «Маму Му – Счастливую корову» о корове, которая много мечтает, и «Одиссея» – сагу про героев Гомера. Московский театр «Домик Фанни Белл» предложил детям включиться в игру про мышек-непосед «Маус Хаус Штраус» и бэби-спектакль «Я делаю мир» о зарождении цивилизации.

На молодую аудиторию (правда, все равно с маркировкой «16+») рассчитан и спектакль-променад «Лурнист» режиссера Регины Саттаровой по тексту Дины Сафиной. Это Казанский проект, созданный при поддержке фонда «Живой город». В Казани Толстой провел скорее отрочество, и потому спектакль концентрируется на границе детства и юности, на переходном этапе: первых влюбленностях и дружбе, которую важно в порыве влюбленности не потерять. Слово «Лурнист», вынесенное в название – гадание на любовь по количеству букв в имени предмета симпатии, которое перекликается с тем, как Левин признавался в любви Китти первыми буквами слов. Пьеса Сафиной – истории трёх подруг, девочек-подростков. Две романтические, очень наивные и довольно предсказуемые. Третья – про буллинг и важность поддержки, как бы ни отвлекала от нее романтика. Последний монолог собирает весь спектакль воедино, усложняя его и вводя тему повседневного насилия. Помимо обаяния, честности и аккуратной иронии (не нарушавшей хрупкость сюжетов, но и не позволившей спектаклю стать мелодрамой), «Лурнист» – это просто красиво. Актрисы в легких светлых платьях возникают то тут, то там среди деревьев, танцуют и бегают по полям. Природа Ясной Поляны усиливает естественность и искренность историй; в тесной коробке сцены они казались бы проще и прозаичнее, тогда как простор придает им оттенок свободы, юности и поэзии.

Напрямую к теме фестиваля обращается лишь один спектакль резидентов «Силы слова». В проекте «Детство. Коромысли. Глава 3» – аудиальном перформансе новосибирской команды Полины Кардымон – понятие детства становится предметом исследования. Как и первые две части («Коромысли» и «Коромысли. Глава 2»), которые тоже приехали на фестиваль, третья строится на фольклорных песнопениях, ритуалах и на том, как современное представление видоизменило традицию, исключило ее из обихода, ассимилировало в быт или неосознанно вернулось к ней. Команда занимается не самим Толстым, а предметом его интересов и забот – народом и народной культурой. Внешне форма та же, что и в первых «главах»: артистки (Алина Юсупова, Наталья Пьянова, Дарья Воевода, Анна Замараева) практически статичны, сидят лицом к зрителям и поют; над их головами титры с комментариями или пояснениями (драматург – Егор Зайцев), обращенными к зрителям. В части, созданной на резиденции, коммуникация с залом чуть более игровая за счет материала: обучающие считалочки, колыбельные, загадки напрямую обращаются к зрителю и сбивают напряжение после историй о допекании слабых детей в печи и хранении завязанной в узел пуповины. Более легкий для эмоционального восприятия, чем вторая часть, посвященная смерти, проект транслирует хтоническое мироощущение, страх за жизнь перед масштабными и малообъяснимыми силами. «Коромысли» строятся на единстве противоположных, казалось бы, вещей: православие на грани язычества, конкретность гендерных ролей и при этом «бесполость» ребенка до первого обряда инициации. Игровое, наивное мировосприятие и постоянное ритуальное обращение к смерти.

На фото – музыкальная программа “Воспоминания о том, чего не было” © пресс-служба фестиваля “Толстой”

Если «Коромысли» выстроены вокруг одной темы, то музыкальная программа композитора Виктора Осадчева «Воспоминания о том, чего не было» – интуитивное размышление в музыке. Название проекта – непосредственно цитата из повести «Детство», а в саму программу вошел переосмысленный композитором вальс, предположительно написанный Львом Николаевичем. Все остальные произведения, исполненные ансамблем из шести человек под окнами дома Толстого, прямого отношения ни к писателю, ни к теме не имели, но, намеренно или нет, все равно возникали рифмы. Вот «Circle» – самое первое произведение, представленное Осадчевым публике, откуда-то из композиторского прошлого, почти детства. Вот темы природы и города, сыгранные друг за другом и спорящие, как спорил с городом Толстой, настаивая, чтобы в его московском доме был большой сад, похожий на лес. Логика композитора могла быть совсем иной, это все – лишь мои ассоциации, которые возникали от помещения музыки в контекст приусадебной природы, поющих сверчков, шума дождя, довольных кошек, приходящих ее слушать, и шелеста листвы. Вроде бы жесткая структура концерта тем не менее приглашает к совместному размышлению о том, что вписывается в ландшафт Толстовского поместья, а что чужеродно, и почему.

Поскольку заявленная тема фестиваля – «Детство» – предполагала не просто отбор произведений, которые можно под нее подогнать, но и создание спектаклей независимыми командами, художественное осмысление темы непосредственно в усадьбе, то программа вышла очень разной. И по форме – от спектакля на большой сцене до променадов, и по подходу к материалу – от подробно воплощенной толстовской повести до музыкального рассуждения на тему.

Комментарии
Предыдущая статья
Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра Фоменко 24.07.2022
Следующая статья
В сентябре в МХТ имени Чехова придёт «Омон Ра» 24.07.2022
материалы по теме
Новости
Компания Павловича «Разговоры» представит свои стихи как джаз
13 декабря во временном пространстве петербургского Дома Радио (Невский проспект, 62) пройдёт премьера спектакля Бориса Павловича и Аглаи Соловьёвой «Стихам здесь не место». В основе этой постановки инклюзивной театральной компании «Разговоры» — тексты, сочинённые её участниками.
Новости
На пермский «МОНОfest-2024» привезут спектакли Серзина, Габриа, Плотникова
С 15 по 18 ноября в Перми пройдёт XI Фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest». В афише — 10 постановок из Москвы, Петербурга, Казани, Тюмени, Еревана и других городов.