29 октября «Школа современной пьесы» представит премьеру спектакля «Толстого нет» в постановке Александра Созонова.
Новый спектакль создан по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой. В основе сюжета – последние недели жизни Льва Толстого.
В спектакле представлена Ясная Поляна 1910 года. 82-летнему Льву Николаевичу Толстому жить остается считанные недели. В усадьбе собирается вся семья – во главе с Софьей Андреевной, женой писателя. “Софья Андреевна – 66-летняя графиня, прожившая в браке с великим писателем почти полвека, долго терпела рядом с собой гения”, говорится в официальном релизе спектакля на сайте театра.
«В спектакле появляется персонаж, которого нет в пьесе – усадьба «Ясная Поляна». Эту роль мы доверили особняку театра «Школа Современной Пьесы». Одно из самых «намоленных» исторических мест Москвы с богатой историей. – рассказал журналу ТЕАТР. режиссер Александр Созонов. – Этот иммерсивный ход – хорошо продуманное хулиганство для вскрытия драматургии. Общая игровая среда объединяет и пьесу, и актеров, и зрителей. Сценических площадок несколько, и все они находятся внутри зрительного зала. А артисты работают со зрителями, как с полноправными участниками действия. К зрителям обращаются то как к фанатикам-толстовцам, ненавидящим лично Софью Андреевну, то как к незаконнорожденным детям Льва Николаевича, которые тоже претендуют на наследство, то как к журналистам, которые не давали покоя знаменитой семье. И зритель меняет точку сборки, выбирая, чьими глазами смотреть на эту историю, какая сторона из конфликта убедительнее, или может сформулировать своё уникальное мнение».
Семейная драма, разыгрывающаяся в графском имении, стала основой сюжета пьесы. Ольга Погодина-Кузмина создавала ее на базе подлинных документов – мемуаров, писем, дневников. Детали, коллизии, нюансы отношений между мужем и женой, матерью и детьми, братьями и сестрой строятся на интимных подробностях их совместной жизни. Вторгаясь на территорию приватной жизни великого писателя и его родни, создатели пытаются оценить, «из какого сора» рождаются великие литературные творения.
В театре рассказали, что режиссер Александр Созонов принес в театр эту пьесу с расчетом на конкретную актрису: Ирину Алферову. И, конечно, именно она становится тем центром, вокруг которого разворачивается действие, отношения между героями, сюжет.
Вместе с художником Лилией Хисматулиной режиссер освоил особенности интерьеров зала «Эрмитаж», превратил помещение театра в одного из полноправных участников драмы. Позолоченные стены, украшенные лепниной и зеркалами, то светятся волшебным светом, то покрываются плесенью, то охватываются пламенем пожара.
Это нестандартное, по словам театра, решение пространства позволит ощутить себя в центре событий – в жизни семьи Толстых.
«Семья Льва Толстого – это первая семья в мире, которая очутилась в эпицентре общественного внимания. – продолжает Созонов. – Эта семья была абсолютно лишена приватности. У них действительно был проходной двор из друзей, поклонников, просителей, учеников, журналистов. Толстой после побега из Ясной Поляны мог узнавать подробности собственного побега из газет. Сейчас в эпоху Фейсбука и Инстаграм мы сами знаем, как выстраивать своё публичное пространство. А 100 лет назад?! Вы только представьте, какой ужас – знать, что каждое твое действие может быть описано в газетах и растиражировано на весь мир. И поэтому этот иммерсивный ход помогает не только зрителю включаться в конфликт, но и добавляет остроты и точности актёрскому существованию».
В спектакле заняты Ирина Алферова, Валерия Ланская, Татьяна Циренина, Иван Мамонов, Александр Овчинников, Борис Вайнзихер и др.