27 и 28 февраля в старейшем независимом театре Петербурга «Особняк» пройдут первые показы спектакля режиссёра Алексея Образцова «Алеф» по рассказам Борхеса. Главные исполнители – Елена Калинина, Кирилл Варакса, Кристина Скварек и Александр Плаксин.
Литературная основа спектакля — новеллы Борхеса, аргентинского писателя, в юности увлекавшегося анархическими и революционными идеалами, но в итоге отошедшего от них. Автор известен, прежде всего, лаконичными прозаическими фантазиями, емкими метафорическими зарисовками, короткими философскими рассказами. «Алеф», давший спектаклю название – один из важнейших и один из немногих «повествовательных» рассказов Борхеса, в котором есть протяженный по времени сюжет и герои, вступающие между собой в диалоги. По сюжету, в течение многих лет рассказчик посещает дом своей умершей возлюбленной и в результате становится другом её брата, который сочиняет длиннейшую поэму, описывающую весь мир и насыщенную такими подробностями, будто бы поэт видел описываемое собственными глазами. Рассказчик не понимает, как это возможно, но оказывается, что в доме под лестницей находится алеф – точка выхода в надпространство, откуда можно одним взглядом охватить весь мир.
«”Алеф” – это спектакль-зеркало, – рассказывают в соцсетях театра. – Его содержание – отражение души зрителя. В спектакле нет чёткой грани между написанным текстом и словами, родившимися по ходу мгновения. Нет ясного понимая, сами ли герои ведут свою судьбу или подчиняются воле потусторонних сущностей. Нет чёткого осознания конечной цели энергичного побега. Есть только алеф – точка пересечения всего».
Алексея Образцова создатель «Особняка» Дмитрий Поднозов называет «человеком-оркестром». Он работал оператором в спектакле «Кроткая», причём сам спроектировал и соорудил соответствующую установку для съёмок в процессе спектакля. Он – автор музыки к спектаклям «Лексикон» по Павичу и «Фандо и Лис» по Аррабалю. Он выходил на сцену как актёр в спектакле Алексея Слюсарчука «Внутренняя жизнь твёрдых предметов». Он сотрудничал как универсальный технический специалист с Андреем Могучим и Андреем Жолдаком. И наконец решил попробовать себя в режиссуре. «Алеф» – его четвёртый спектакль в «Особняке». До этого были: «OS/Ось» по текстам Павича, «LЁD» по анонимным текстам, спектакль-ритуал «Февралья» , основанный на ассоциациях от прочтения текстов романа Шейна Джонса «Остаемся зимовать» и «Священная книга оборотня» по одноименному роману Пелевина.