В Театре имени Комиссаржевской ставят «отчаянное кабаре» по Островскому

Фото с репетиции комедии «На всякого мудреца довольно простоты» © соцсети Театра имени В.Ф. Комиссаржевской

6 и 7 марта на Большой сцене Театра имени В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге пройдут премьерные показы спектакля Александра Баргмана «На всякого мудреца довольно простоты» (18+) по мотивам одноимённой комедии Островского.

Напомним, что 16 октября 2024 года Виктор Минков, ранее возглавлявший театр «Приют комедианта» (ныне – Театр на Садовой), стал директором – руководителем Санкт-Петербургского Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. До этого директором театра с 2003 года был Вадим Зайцев, а художественным руководителем – Виктор Новиков, умерший в январе прошлого года. 29 ноября прошло собрание коллектива театра, где новый директор объявил планы на 2025 год. Тогда же была анонсирована первая премьера 83 сезона – постановка Александра Баргмана «На всякого мудреца довольно простоты» по одноимённой комедии Александра Островского.

Сюжет о небогатом дворянине, который хочет проникнуть в среду «власть имущих» и сделать себе карьеру, режиссёр трактует как историю творческого человека, артиста и лицедея. «Ни эпиграммы, ни сатирические памфлеты уже не в силах удовлетворить его мятущийся ум, – говорится в анонсе. – Талантливо и расчётливо он втирается в доверие к “сильным мира сего”, только своему дневнику доверяя подлинные, сокровенные мысли об этих “монстрах”». По словам режиссёра, в пьесе «звучит сатирическая музыка», которая объединяет Островского с традициями творчества Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобылина.

Вот как Александр Баргман комментирует свой замысел: «Для меня этот спектакль про потерянных во времени людей. Когда читаешь пьесу, кажется, что все персонажи шаржированные. Они попали в водоворот времени, когда прошлое отходит, а новое наступает… Люди растеряны и носят маски. Они полны страхов, лицемерия и лжи. И с этим миром соприкасается Глумов. Но для меня важно, что сейчас вскрывается в репетициях – за нимфоманством Мамаевой, за тайной правой позицией Крутицкого, показным либерализмом Городулина, за полной растерянностью отошедшего от дел Мамаева есть живые люди, которые не знают, как им встроиться в новую систему эпохи реформ. И с появлением Глумова все эти бородатые, усатые, заскорузлые бакенбардные люди оживают. И всё было бы у него хорошо, если бы не прокол, а именно обнаружение его дневника, в котором написана вся правда».

К финалу Глумов превращается в трагическую фигуру, потому что «не предполагал оказаться в такой густоте безнравственности», – говорит режиссёр. Спектакль с картинами разудалой Масленицы и балов высшего общества обещает быть эффектным, хулиганским и при этом аскетичным, страшным и комичным, в духе «отчаянного кабаре».

Нынешний руководитель театра Виктор Минков в разговоре о грядущей премьере отмечает: «Здесь собралась очень мощная команда. Это всё укладывается в ту программу, которую я озвучил на сборе коллектива: это высокая литература, зрелищный яркий театр — театр смелый, театр, который взрывает».

Над постановкой вместе с режиссёром работают художник-сценограф Анастасия Пугашкина, художник по костюмам Ника Велегжанинова, композитор и музыкальный руководитель Ульяна Лучкина, режиссёр по пластике Алина Михайлова и художник по свету Иван Виноградов.

В спектакле участвует ВИА «ЖОРЖ» под руководством Ульяны Лучкиной.

Роль Глумова исполнят актёры Богдан Гудыменко и Дмитрий Белякин. В спектакле заняты Тамара Самарина / Светлана Слижикова (Глафира Климовна), Евгений Иванов / Анатолий Журавин (Нил Федосеич Мамаев), Анна Вартаньян (Клеопатра Львовна Мамаева), Денис Пьянов (Крутицкий), Маргарита Бычкова (Манефа), Елена Симонова (Софья Игнатьевна Турусина), Ангелина Столярова / Елизавета Фалилеева (Машенька), Иван Васильев / Владимир Кочурон (Иван Городулин), Егор Шмыга / Влад Букаткин (Егор Курчаев), Семен Авралев/ Евгений Кошелев (Голутвин), Анатолий Горин (Григорий), а также Софья  Большакова, Мария Когутницкая, Василий Гетманов, Вадим Лунгу.

Стоит отметить, что Александр Баргман сотрудничает с Театром имени В. Ф. Комиссаржевской уже более двадцати лет. Придя сюда в качестве актёра в 2003 году, Баргман продолжил работать в театре как режиссёр, а с 2014 по 2016 год как главный режиссёр. Среди его постановок: «Ночь Гельвера» (2013), «Графоман» (2014), «Дом, который построил Свифт» (2015), «Прикинь, что ты – бог» (2016), «Анна в тропиках» (2020), «Трепет моего сердца» (2021), «Настанет день…» (2024). За свои актёрские и режиссёрские работы Баргман неоднократно становился лауреатом и номинантом театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит».

Комментарии
Предыдущая статья
Пространство «Внутри» покажет детективное кабаре 17.02.2025
Следующая статья
Ушёл из жизни Григорий Спектор 17.02.2025
материалы по теме
Новости
musicAeterna Dance «исследует феномен стыда» в современности и Средневековье
8, 9 и 10 марта на временной сцене петербургского Дома Радио на Невском, 62 пройдёт премьера танцевального спектакля режиссёра и хореографа Анастасии Пешковой «Стыд».
Новости
В МАМТе покажут «любовь и искусство в хаосе революции»
7, 8 и 9 марта в Московском академическом Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко пройдёт премьера оперы Умберто Джордано «Андре Шенье» в постановке Александра Тителя. Музыкальный руководитель спектакля — Пьетро Маццетти.