28 августа на площадке «DOC на острове» пройдёт премьера Варвары Фаэр «Сладкое для памяти» по пьесе Виктора Шендеровича.
Пьесу «Сладкое для памяти» Виктор Шендерович написал в 2019 году. В её основе — документальное расследование томского журналиста Дениса Карагодина, который раскрывает имена убийц своего прадеда. Степан Карагодин, раскулаченный крестьянин, был расстрелян сотрудниками НКВД в Томской тюрьме в 1938 году.
В предисловии к пьесе Виктор Шендерович пишет: «Я написал странную пьесу — фантасмагорию, пронизанную документом. Упырь и его карлик-память вспоминают в итоге реальные события и реальных людей. Иногда я чуть менял имена и топонимию, иногда позволял себе оставлять в тексте убийц из карагодинского расследования. Есть в пьесе и их прямые цитаты из рассказов о тех событиях…».
Документальный и художественный текст соединились в пьесе Виктора Шендеровича и приняли форму страшной и в то же время смешной «сказки для взрослых про старого вампира, сосущего кровь из России» — говорится на сайте Театра.doc. Варвара Фаэр, которой драматург предложил прочитать пьесу, сразу поняла, что хочет поставить «Сладкое для памяти».
«Сказка, мне кажется, это удачная форма для данной темы, — рассказала режиссёр журналу ТЕАТР. — Она исполняет желание автора достучаться до своего слушателя, читателя, зрителя. Где бы ни выступал Виктор Шендерович, он постоянно говорит, что надо учить уроки истории. Но тем не менее это не работает, память короткая, и никто ничего не помнит. А эта интересная форма показывает, что вообще история — очень увлекательный предмет. Нужно иметь огромный талант, чтобы рассказать смешно о страшном. Причём, и когда я читала пьесу, и сейчас, когда я вижу почти готовый спектакль, нет ощущения какого-то несерьёзного отношения».
Ключевой метафорой в пьесе стал образ старого вампира, хранящего в своём холодильнике кровь со времён Большого террора. Для Виктора Шендеровича и следующей за автором текста Варвары Фаэр главным становится вопрос, сколько ещё «консервов» осталось. «Потомки тех палачей, что охраняли советскую власть, сейчас управляют страной, а в холодильнике полно крови, никто не хочет о ней знать, и они продолжают ею питаться», — говорит режиссёр.
Вместе со спектаклем планируется проводить выставку, основанную на материалах расследования Дениса Карагодина. Автором идеи проекта стала художник Ольга Божко, предложившая собрать экспозицию из обыкновенных предметов с QR-кодом, считав который можно получить информацию из расследования томского журналиста. Варвара Фаэр поделилась мыслями о выставке: «На фотографиях, опубликованных на сайте Дениса, жизнь палачей такая обычная. И после читки он рассказывал об этих людях, совершивших ужасные вещи – как они сидят и мирно пьют чай. Потрясает эта обыкновенность зла. Часто возникают вопросы, когда думаешь о тех омоновцах, которые бьют людей дубинками на митингах, или тех полицейских, что пытают заключённых в следственных изоляторах. Как они приходят домой? У них есть жена, дети, они гуляют со своим ребёнком, в песочнице играют, – как это происходит? Почему у них есть какая-то обыкновенная жизнь и есть другая? И как один человек это совмещает? Наша задача, чтобы после спектакля зритель захотел пойти на второй этаж и ознакомиться с историческими документами».
Варвара Фаэр — российский режиссёр театра и кино, сценарист, актриса. В 1993 году окончила Университет Дружбы народов (факультет международной журналистики и перевода). В 1999 — ВГИК, факультет режиссуры (мастерская Геннадия Полоки, затем перешла к Владимиру Хотиненко и Владимиру Фенченко). В 1999-2001 стажировалась на актёрском факультете ВТУ имени Бориса Щукина, мастерская Юрия Авшарова. Работала на телевидении: корреспондентом в программе «Добрый вечер, Москва!», автором программы «Час суда», шеф-редактором сериалов продюсеров Юрия Володарского, Александра Левина (с перерывами в период с 1989 по 2011). С Театром.doc сотрудничает со дня его основания. Среди самых известных ее проектов в Театре.doc — спектакли «Преступления страсти» и «БерлусПутин». Также работала с Центром драматургии и режиссуры в Москве. С 2002 года выступает автором и режиссёром художественных и документальных фильмов. В 2006 году документальный фильм «Особенная», снятый при поддержке Театра.doc, получил приз за лучшую режиссуру в рамках голливудской программы «Кино без границ».