В БТК репетируют пластический спектакль о нежности

На фото - репетиция спектакля "Танго, упавшее в небо". Фото Владимира Постнова (из соцсетей БТК).

Новый спектакль «Танго, упавшее в небо» (16+) главный режиссёр петербургского Большого театра кукол Руслан Кудашов ставит вместе с режиссёром-хореографом Ириной Ляховской. Премьера намечена на 10 декабря.

«Танго, упавшее в небо» — не первый опыт пластического спектакля в БТК и не первая встреча с хореографом Ириной Ляховской. Именно она — также вместе с Русланом Кудашовым — работала над постановкой «Екклесиаст», «импровизацией на тему» ветхозаветной «Книги Екклесиаста». Спектакль, премьеру которого сыграли в 2012 году, до сих пор идёт в репертуаре БТК и является первой частью так называемой «ветхозаветной трилогии» Кудашова. Спустя год после премьеры «Екклесиаста» Кудашов выпустил «Песнь Песней», которая тоже во многом оказывается спектаклем «на стыке жанров» — неслучайно главную женскую роль здесь играет приглашённая актриса (артистка драматического театра), ученица Вениамина Фильштинского Анна Донченко. Ещё годом позже вышла третья часть «ветхозаветной трилогии», в создании которой также участвовала Ирина Ляховская, — «Книга Иова».

Несмотря на то, что в случае с предстоящей премьерой речь не идёт о библейских сюжетах как таковых, создатели утверждают, что ветхозаветные образы стали отправной точкой для замысла «Танго, упавшего в небо»: «Толчком к созданию послужил характер главной героини „Песни Песней“ Суламиты — образ человеческой души, вечно жаждущей любви и не удовлетворяющейся тем, что даётся ей сейчас», — рассказывают в театре. Кроме того, с «ветхозаветной трилогией» «Танго…» роднит и ключевая мысль: в художественном аспекте это попытка передать на языке «чистых» образов сплетение тем жизни, любви и смерти, а в содержательном — опыт осмысления конечности жизни, проживания момента с пониманием этой конечности.

Внутри пластического «Танго…» есть общий сюжет и микроистории, решённые через танец: «Действие спектакля происходит в доме престарелых, жильцы которого вспоминают эпизоды своей жизни, — рассказывают создатели. — Каждое из таких воспоминаний на сцене становится одним из 14 видов танго. Танго здесь оказывается песнью жизни, провозглашающей ценность мгновения и весомость простых историй любви. А милосердное и бережное отношение к другому — символом смирения перед конечностью жизни. „Танго, упавшее в небо“ — пластическая поэма, воспевающая значимость нежности — элемента, рождающего и поддерживающего трепетность отношений».

К языку танго театр обратился по двум причинам. В «практическом» смысле этот танец — предмет пристального интереса Ирины Ляховской на протяжении последних шести лет. В «теоретическом», по мнению хореографа, оно оказывается адекватным отражением выбранной темы — нежности и взаимопонимания: «Есть штампы восприятия танго как арены страстей и гендерных поединков, но тот, кто провёл в этой практике даже короткое время, легко опровергнет такое мнение. Танго — это территория общения, доверительного, изысканного, бессловесного. И понимания, соответственно», — рассказывает Ляховская.

В строгом смысле режиссёров здесь два, Кудашов и Ляховская — полноправные соавторы, и в программке они обозначены так же. Однако Руслан Кудашов — создатель «авторского сценария» спектакля и, соответственно, автор первоначальной идеи. О замысле «Танго…» он рассказывает так: «Оно лёгкое, нежное и рассказывает об очень простых вещах. Нам очень интересно снова познавать мир: он далеко ушёл от самого себя, и настало время вспоминать его основы. Это приносит большое удовольствие и удивление. Через язык пластического театра мы заново открываем для себя, какой величайший дар — разделение на мужское и женское, и какую силу это нам даёт… Язык тела в этом смысле очень помогает — он разнообразен и уникально нежен. У Платонова есть выражение — „напряжение нежности“. Мы уже давно забыли, что это, а оно, тем временем, существует».

Отметим, что это первая премьера Руслана Кудашова «для взрослых» после немалого перерыва — предыдущая, «Гамлет. Ширма», вышла два года назад (напомним, за роль Офелии в этом спектакле Алесь Снопковский по итогам прошлого сезона получил «Золотую Маску»), а в перерыве между «Гамлетом…» и «Танго…» Кудашов выпустил в БТК один «большой» спектакль — «Пиноккио» для аудитории «6+» (в декабре 2019 года).

Над созданием «Танго…» вместе с режиссёрами работают художник Марина Завьялова и художник по свету Анастасия Кузнецова. За видеоконтент отвечает Егор Лавров, а за музыкальное оформление — Владимир Бычковский.

«Танго, упавшее в небо» — «многонаселённый» спектакль, и в нём заняты артисты БТК разных поколений: Мария Батрасова, Алёна Белова, Сергей Беспалов, Роман Бокланов, Васса Бокова, Виктория Войнич-Слуцкая, Роман Фурштатский, Роман Дадаев, Александра Ионова, Лидия Клирикова, Михаил Ложкин, Максим Морозов, Надежда Мошкина, Ксения Павлова, Наталья Сизова, Алесь Снопковский, Иван Солнцев, Егор Строков, Дмитрий Чупахин и Алёна Чупахина.

Премьера пройдёт на Основной сцене театра.

Комментарии
Предыдущая статья
Анастасия Патлай ставит «Неформат» в «Театре.doc» 28.11.2020
Следующая статья
Мариинка посвятит вечер балетов Плисецкой 28.11.2020
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».