Сталина в Александринке сыграют Петр Семак и Владимир Кошевой

Валерий Фокин и Николай Рощин рассказали о планах Александринки 263 сезон (театр, напомним, ведет отсчет своей работы от Указа императрицы Елизаветы Петровны 1756 года о создании первого российского государственного театра).

Две главных премьеры будут выпущены на основной сцене театра. Первой станет «Сирано де Бержерак» Николая Рощина (она же откроет традиционный сентябрьский международный фестиваль «Александринский» – 14, 15, 16 сентября). Для спектакля создан новый прозаический перевод. Сирано, как уже писал «Театр.» сыграет Иван Волков (автор музыки ко многим спектаклям Рощина), для которого эта роль станет первой актерской работой на сцене Александринки. По традиции, премьеру окружают просветительские акции. Дмитрий Быков прочтет лекцию с парадоксальным названием «Сирано и Чацкий: две русские драмы» (12 сентября), Евгения Тропп расскажет о «Русской судьбе пьесы Ростана» (13 сентября), а Алена Карась поделится размышлениями о творчестве режиссера Рощина – на лекции «Старинные маски в театре Николая Рощина» (16 сентября).

23 февраля случится долгожданная премьера спектакля «Рождение Сталина»: Валерий Фокин предложит вниманию публики театральное исследование феномена превращения романтика в тирана. По словам худрука Александринки, в спектакль войдет эпизод знаменитой «экспроприации» на Ереванской площади в Тбилиси 13 июня 1907 года, когда во время ограбления банковской повозки в результате взрывов погибли более полусотни человек. Вопрос участия в этой операции Иосифа Джугашвили и Симона Тер-Петросяна (Камо) рядом историков оспаривается, но театр оставляет за собой право на художественный вымысел – и делает этот эпизод одним из ключевых в биографии будущего «отца народов»: тут и «первая кровь», ощущение, что можно достигать цели и таким способом, и абсолютное бескорыстие – все до копейки деньги, 250 тысяч, украденные из казны Российской Империи, передаются Ленину для дальнейших действий на благо революции. Сценографию к спектаклю Фокина создаст Николай Рощин, а Сталина сыграют два значительных российских артиста: Петр Семак явится перед зрителями генералиссимусом, а романтиком Джугашвили предстанет звезда обеих столиц Владимир Кошевой.

Что касается фестиваля «Александринский», то он нынче будет посвящен пятилетию Новой сцены. И, за исключением «Сирано», все спектакли афиши будут показаны именно в этом экспериментальном пространстве. И тут петербургских театралов ожидают новые имена. Например, ученик Римаса Туминаса режиссер Хуго Эрикссена представит спектакль «Демагог» по пьесе Кирилла Фокина – 26 и 27 сентября. А Сергей Чехов в те же числа – «Реку Потудань» по повести Андрея Платонова, поставленную в Псковской драме.

А продюсер Федор Елютин, предпочитающий называться импресарио и знакомящий публику с европейскими театральными форматами (вплоть до проектов Rimini Protokoll), привезет два проекта, хорошо известные столице: спектакль для двух зрителей, голоса в наушниках и нескольких предметов «Этикет» театральной компании Rotozaza (Великобритания) – с 22 по 29 сентября (в билет на «Этикет» входит также посещение VR-перформанса «Когда мы встретимся снова» команды «Me and the Machine», Великобритания) и интерактивное шоу о деньгах £¥€$ (ЛОЖЬ) – копродукция с бельгийской театральной компанией Ontroerend Goed (22, 23 сентября).

Резидентом фестиваля станет московский Электротеатр  «Станиславский» под руководством Бориса Юхананова. Зрители увидят два оперных проекта: оперу для скрипки и ученого «Галилео» – 22, 23 сентября и видеопоказ оперного сериала в пяти эпизодах «Сверлийцы» – 25, 26 сентября. На последнем будет присутствовать сам Юхананов и команда спектакля, которые вступят в полилог с публикой. Валерий Фокин подчеркнул, что это будут фактически первые гастроли Электротеатра в Петербурге.

Заключительный день фестиваля 30 сентября, как сообщает пресс-релиз, будет отдан дружественным петербургским негосударственным театрам, идеологи и участники которых так или иначе связаны с Новой сценой. В программе дня —  театр ТРУ Александра Артёмова и Настасьи Хрущевой с двумя спектаклями «Молодость жива» и «Российская А. Азбука», театр post с работами по пьесе Павла Пряжко — Дмитрия Волкострелова «Я свободен» и Всеволода Лисовского «Я свободен. Частично». Завершит день и фестиваль «Планетарная фуга» Инженерного театра АХЕ.

Вопрос по поводу резиденции на новой сцене Александринки театра «Практика», по словам Фокина, остается пока открытым в связи с безвременным уходом руководителя «Практики» Дмитрия Брусникина.

Интерес Александрики к молодой режиссуре не ослабнет и после фестиваля. Ученик Юрия Красовского Бениамин Коц, родом из Польши, дебютировал на Новой сцене спектаклем «Дневник. Игра в Гомбровича» в рамках режиссерской «Лаборатории 17», а теперь поставит «Обломова». В декабре зрителей ждет премьера Андрея Калинина по пьесе Резо Габриадзе «Какая грусть, конец аллеи», в которой художником-постановщиком выступит сам автор. К премьере приурочат гастроли тбилисского Театра марионеток Габриадзе – театр, где идут исключительно сказки для взрослых и детей, а на башне два раза в день оживают «старинные часы», «кукольные».

На фото: Валерий Фокин и Николай Рощин.
Фото: Жанна Зарецкая

Комментарии
Предыдущая статья
Дмитрий Крымов уходит из «Школы драматического искусства» 31.08.2018
Следующая статья
Дмитрий Крымов: «Побежденным себя не считаю – драться с директором не хочу» 31.08.2018
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».