Драматургический конкурс «Старый конь» объявил победителей. Среди них Нина Беленицкая, Дмитрий Богославский, Марина Крапивина и другие опытные драматурги.
Конкурс проводился впервые и был придуман независимым содружеством профессиональных драматургов «Профсоюз», то есть опытными авторами для таких же коллег. В оргкомитет вошли Юлия Тупикина, Наталия Мошина и Олег Михайлов. Участвовать могли драматурги любого возраста, пишущие на русском языке, с обязательным условием иметь не меньше десяти постановок произведений на профессиональной сцене, включая инсценировки, участие в реализованных на сцене групповых проектах и реализованные сценарии.
«Мы придумали этот конкурс сразу по нескольким причинам, — рассказала Театру. драматург Юлия Тупикина. — Во-первых, мы бы хотели, чтобы наши пьесы чаще ставили, а конкурс в нашей стране на сегодняшний день — самый лучший способ продвинуть тексты по направлению к театру. С этой целью мы набрали в жюри много режиссеров и несколько завлитов — чтобы они гарантировано прочли наши пьесы. Во-вторых, существующие конкурсы очень любят открывать новые имена, а вот опытным драматургам и податься некуда — как-то не комильфо соревноваться вместе с молодыми, занимать их места. Мы же и сами понимаем, как важно начинающему драматургу быть в шорте, побывать на читке, попасть в сердце режиссера, побывать на первой премьере. В-третьих, театры часто жалуются, что современная драматургия — «про эксперимент», что она пугает зрителя, что она очень несовершенна. И мы решили предложить театрам пакет пьес от опытных авторов, театры обрадовались. Конечно, таких авторов меньше, чем новичков, и пишут они меньше, и может быть, в столе у них и нет не поставленных текстов. А на конкурс мы решили принять только одну пьесу от автора, поэтому нам прислали 44 текста, включая пьесы сами организаторов: Натальи Мошиной, Олега Михайлова и мою. То, что в ТОП-10 в итоге попала моя пьеса — выбор жюри, мы как организаторы не принимали участие в этом выборе, не читали пьесы, не знали, кто именно и какую прислал, не голосовали и не влияли. Приемом пьес, распределением, подсчетом голосов полностью занималась Оксана Алешина, замечу, что делала она это, как и все мы, на волонтерских началах — у конкурса нет бюджета, мы все добровольно работаем на конкурсе, и жюри тоже.
Важный принцип нашего конкурса: анонимность. Наши эксперты (жюри) читали пьесы без указания авторства, они не знали, что читают, кем это написано. То есть, уважение к драматургу, его авторитет — все это не заслоняло текст, пьеса «голенькая» была в руках режиссера, театроведа и завлита, и они честно ее оценивали.
Конечно, любой конкурс — это сумма субъективных оценок, возможно, что мой личный ТОП-10 был бы другим: в него бы, скорее всего, вошли пьеса Павла Пряжко «Горький аэропорт» и пьеса Олжаса Жанайдарова «Мания» и другие прекрасные пьесы, которые я не прочла еще. Но конкурс есть конкурс. Нашему жюри понравились больше те 10 (на самом деле их 12, потому что 2 пьесы набрали одинаковое количество баллов, и мы решили чуть-чуть расширить нашу десятку), которые и стали победителями”.
В жюри конкурса вошли театральные критики и практики, отобранные оргкомитетом из числа вызвавшихся. Среди 23 ридеров оказались режиссеры Петр Шерешевский и Денис Азаров, критики Татьяна Джурова и Нияз Игламов и др.
ТОП-10 драматургического конкурса «Старый конь»:
“Исход” Полина Бородина
“Дания тюрьма” Ася Волошина
“Когда ты остров” Юлия Тупикина
“Герб города Эн” Светлана Баженова
“Тайм-аут” Марина Крапивина
“История от Матвея” Нина Беленицкая
“Кабаре Астория” Михаил Хейфец
“Фатерлянд” Екатерина Нарши
“Пряничный инвалид” Владимир Зайцев
“13 первых правил баскетбола” Дмитрий Богославский
“Псибо” Константин Стешик
“Смейся, столяр” Константин Костенко