Журнал ТЕАТР. – о новых формах театра.
Как выяснилось, театр довольно быстро реагирует на вызовы времени и принимает неожиданные формы, продиктованные вынужденной изоляцией, отсутствием зрителей в залах и переходом всей жизни в онлайн режим. В этом обзоре мы постарались собрать и зафиксировать примеры новых форм театра, который использует
высокие технологии, реанимирует старые добрые жанры, дает зрителям право голоса и делает их соучастниками театрального процесса.
Мобильный художественный театр
Проект Михаила Зыгаря был придуман задолго до коронавируса. Он предлагал зрителям, вернее, слушателям оригинальные аудиопроменады по Москве и Петербургу, своеобразный site specific, где действие спектакля было привязано к определенному, отмеченному на карте маршруту. В период самоизоляции МХТ перешел на аудиоспектакли, которые, конечно, проигрывают прежним в интерактивности, но способны скрасить вечер на карантине. Например, их можно слушать на велотренажере, беговой дорожке или за приготовлением ужина.
Основной козырь таких спектаклей – звездный состав исполнителей. Сейчас выпущены три новые серии: «Отравленный пояс» Конан Дойля с Павлом Деревянко, «Академия смеха» Коки Митани с Максимом Виторганом и «Елизавета БАМ» Хармса с Юлией Пересильд, где текст авангардной и не принятой современниками пьесы удачно перемежен историческими справками и комментариями. Но можно послушать и старые серии, например, «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» (тот самый спектакль, который был выдвинут на нынешнюю, прерванную изоляцией «Золотую маску»). Главное ноу-хау – способ доставки, остался прежним: все спектакли доступны в специальном мобильном приложении.
Сайт проекта: mobiletheater.io
«Алло», проект «Разговоры» (фонд “Альма Матер”) при участии СТД РФ
В то время как магистральная театральная мысль устремилась в сторону онлайна и новых технологий, Борис Павлович против течения направился в сторону ретро и лампового общения – старого доброго разговора по телефону. Многие уже, наверное, и забыли, что с помощью смартфонов можно не только сидеть в соцсетях, смотреть фильмы, вести переписку, но и разговаривать друг с другом.
Спектакль Павловича полностью партиципаторный: без участия второй стороны он невозможен. За десять минут до начала участнику на почту приходит текст с его репликами, которые он должен произносить во время разговора. Но есть и места для импровизации: причем, говорить правду или сочинять на ходу, от своего имени или от лица выдуманного вами персонажа – каждый решает сам. В назначенный час раздается звонок, приятный женский голос сообщает, что хочет передать вам книгу. Постепенно вы понимаете, что девушка звонит вам из… – но не буду спойлерить, чтобы не портить впечатление. В финале разговор приводит к совсем неожиданному повороту. Если бы текст Элины Петровой был чуть напористей и смелее, а вопросы выводили участника на большую откровенность, возможно, из этого мог бы получиться хороший психотерапевтический челлендж.
Сайт проекта: alloteatr.ru/#rec180827989
Онлайн фестиваль Corona Dramа
Пьесы на тему эпидемии рано или поздно должны были появиться. Драматург Евгения Алексеева подстегнула процесс, предложив коллегам принять участие в тематическом онлайн фестивале Corona Drama. На призыв откликнулись как начинающие, так и уже известные авторы. Например, Ася Волошина написала грустную историю о любовниках, разделенных экраном ноутбука, а Дмитрий Данилов – сатирическую антиутопию о семейном общении онлайн. На конкурс было прислано около 80 пьес самых разных жанров: комедии, драмы, мелодрамы, монологи, стихотворные, документальные.
Читки тоже проходили в формате онлайн: за них взялись режиссеры и актеры разных театров, среди которых Талгат Баталов, Наталья Пахомова, Денис Хуснияров, Галина Зальцман и другие. Одни уже привычно использовал читку в zoom, кому повезло самоизолироваться парой — романтично плескались в пенной ванне, некоторые использовали флеш-анимацию, другие решились на натурные съемки в лесу. Каких-то особых откровений мне обнаружить не удалось, в основном, драматурги иронизировали над ситуацией или документально фиксировали наши реакции, в том числе – реплики фейсбука. Но этот проект быстрого реагирования и призван в первую очередь описать и зафиксировать нашу растерянность, невозможность передать положение, в котором мы все оказались. Настоящее осмысление, вероятно, придет позже.
Веб-спектакль “Американки”
Символом и самой необходимой вещью новейшего времени стал zoom: в нем проводят школьные уроки, рабочие конференции, встречи с друзьями за бокалом вина. Не остался в стороне и театр: в zoom’e проводят репетиции, читки новых пьес, пытаются разыгрывать спектакли. Не всегда это выглядит оправданным. Например, когда герои пытаются делать вид, что сидят за одним столом и общаются за завтраком. И наоборот, zoom отлично подходит для того, чтобы подчеркнуть разделяющее нас расстояние.
Онлайн спектакль Центра Вознесенского «Американки» по одноименному сборнику Зои Богуславской, состоящему из серии встреч с самыми разными американками – первыми леди страны и заключенными женской колонии, писательницами и служащими муниципалитета режиссеры Елена Смородинова и Эндрю Фрибург сделали не в zoom’е, но в схожей системе, позволяющей соединить видеозвонки. Впрочем, мне кажется, постановщики немного перемудрили, вывернув ситуацию наизнанку: роль интервьюера они доверили сразу четырем актрисам, а всех ее респонденток – Джордан Фрай, американкой выпускнице недавнего курса Виктора Рыжакова. В её исполнении все героини слились в один собирательный образ американской женщины, симпатичный, в меру эмансипированный, доброжелательный, но какой-то глянцевый, без острых углов и ярких особенностей.
Лаборатория виртуального театра
С 25 по 30 апреля в сети проходил еще один любопытный эксперимент – лаборатория виртуального театра, организованная командой иммерсивного спектакля «Вернувшиеся». Шесть режиссеров из разных стран – Миа Занетти из США (как раз постановщица «Вернувшихся»), Маттео Спьяцци из Италии (автор спектакля «Пробуждение весны» в Театре Наций), Александр Тронов, Глеб Черепанов, Алексей Кузьмин-Тарасов и Женя Беркович из России – в течение двух недель репетировали с актерами эскизы спектаклей онлайн и показывали их в формате видеоконференции в zoom. А оценивало работы жюри под руководством Кирилла Серебренникова.
У всех режиссеров разные подходы. Беркович напрямую поставила первую сцену «Ревизора» как совещание перепуганных чиновников в zoom’е. Алексей Кузмин-Тарасов устроил кровавый треш по документальным хейтерским текстам и роликам в соцсетях. Глеб Черепанов обыграл тему самоизоляции в эскизе по «Процессу» Кафки, где стражи Йозефа К. существуют лишь в его ноутбуке, но при этом не выпускают пленника из квартиры. Маттео Спьяцци в фрагменте из «Карьеры Артуро Уи» использовал квадратно-гнездовое строение экрана и в свободных окнах конференции показывал колоритные детали вроде разделки курицы крупным планом. Мия Занетти в инсценировке рассказа Сарояна «Эй, кто-нибудь!» благодаря расположению и ракурсу камер создала эффект, будто мы подсматриваем за героем через камеру наблюдения в тюрьме, откуда-то сверху. А хореограф Александр Тронов с четырьмя танцовщиками и вовсе создали пластический спектакль по мотивам «Сталкера» Тарковского, где обыгрывался образ таинственной комнаты. Играя масштабами и светом, он добивается эффекта живой съемки обычной камерой, так что через несколько минут уже забываешь, что смотришь конференцию в zoom.
В общем, выяснилось, что эта программа может иметь не только утилитарное, но и художественное применение. По крайней мере, с её помощью можно создавать некий peace of art, даже находясь в изоляции друг от друга. Другой вопрос, нужно ли это будет кому-то после окончания карантина?
I Don’t Want to See This
Пожалуй, самым успешным и интересным кейсом использования онлайн формата в театре на сегодня стал проект компании «Импресарио». Причем, изначально это был вполне офлайновый документальный спектакль из Израиля, чем-то напоминающий работы Rimini Protokoll. Его создатели, Лиор Залмансон и Майя Магнат, взяли за основу обучающую презентацию для модераторов фейсбука, обнародованную в 2017 году газетой Guardian благодаря утечке внутренней информации компании. Зрители в спектакле становились как бы участниками тренинга, изучая, что можно, а чего нельзя публиковать в социальной сети.
Федор Елютин собирался создать в России франшизу израильской постановки, но из-за известных обстоятельств успел перевести её в онлайн-формат. Так получилось даже лучше: каждый из участников (а их может быть до 500) получил право голоса и возможность выразить свою точку зрения на правила модерации, обменяться впечатлениями или личным опытом с соседями, а также испытать эффект присутствия и вовлеченности.
В конечном итоге, именно возможность соучастия, сопричастности, переводящая зрителя из положения стороннего наблюдателя в проактивный статус со-творца, кажется сегодня чуть ли не главным условием театральных проектов онлайн. В период всеобщей изоляции, нехватки общения, а также переизбытка визуальной информации, театр может восполнить этот дефицит человеческих контактов, создавая новые возможности и каналы для связи друг с другом.