Московский Театр на Малой Бронной рассказал о начале деятельности Фонда Михоэлса и о жизни театра после прихода нового худрука, для чего была собрана специальная пресс-конференция.
Фонд Михоэлса, о создании которого художественный руководитель театра Константин Богомолов сообщал на летнем сборе труппы, начал свою деятельность. Последняя, как подчёркивает Богомолов, будет направлена на поддержку не только Театра на Малой Бронной, но и современного театра в целом. Более того, если имя Соломона Михоэлса, работавшего в здании, где ныне находится театр (тогда там размещался Государственный еврейский театр — ГОСЕТ), должно связывать Бронную с историей — и создавать ауру если не преемственности, то, по крайней мере, связи с «намоленным» местом в центре Москвы (Богомолов последовательно настаивает на значимости и уникальности географического расположения театра), — то в концепции Фонда отразилось также многократно озвученное стремление стать законодателями мод в области нового и актуального театра. Константин Богомолов сообщил о создании Премии Соломона Михоэлса, которая будет вручаться за достижения в области современного театра: вручаться она будет ежегодно, а церемония награждения обладателя премии будет проходить на сцене Театра на Малой Бронной (начиная с июня 2020 года).
Помимо более детального рассказа о грядущих премьерах нынешнего сезона («Норма» Максима Диденко по роману Владимира Сорокина, «Слово о полку Игореве» Кирилла Вытоптова в драматургической версии Саши Денисовой, «Женщина-змея» Олега Долина по пьесе Карло Гоцци, «Лунная масленица» Филиппа Григорьяна по пьесе Павла Пряжко для детей, «Покровские ворота» Константина Богомолова по пьесе Леонида Зорина, «Тарас Бульба» Александра Молочникова по повести Гоголя и «Тёмные аллеи» Владислава Наставшева по циклу рассказов Бунина), театр назвал имена режиссёров, с которыми ведутся переговоры о работе в период после мая 2020 года (и, соответственно, о премьерах следующего сезона), — Данил Чащин, Семён Серзин, Евгения Сафонова, Дмитрий Волкострелов. Кроме того, Константин Богомолов сообщил, что начал переговоры с Андрием Жолдаком и намерен пригласить для постановок на Малой Бронной Кристиана Люпу и Иво ван Хове. Одной из целей этих масштабных планов, как подчёркивает Богомолов, является полное обновление репертуара Театра на Малой Бронной в двухлетний срок.
Частью плана нового худрука о превращении Театра на Малой Бронной в «открытое пространство» станет и лабораторная работа студентов режиссёрского факультета ГИТИСа и других, в том числе петербургских, вузов, — об этом Богомолов уже сообщал ранее. Первый показ в рамках лабораторного проекта пройдёт уже в декабре — режиссёром эскиза, который потенциально может вырасти в спектакль, станет студент ГИТИСовской мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова Микита Ильинчик.
Ещё один озвученный ранее в общих чертах проект обновлённого театра, наряду с приглашением самых разных режиссёров, — кооперация и сотрудничество с другими театрами (отчасти таким опытом можно считать уже «Норму» Диденко, которая выходит в копродукции с «Мастерской Брусникина»). В ближайшее время театр намерен организовать вечер, посвящённый Соломону Михоэлсу, на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург), о чём ведутся переговоры с худруком Александринки Валерием Фокиным.
Амбициозный замысел Богомолова изменить московский театральный ландшафт выразился в том числе в нетривиальном намерении возродить в Москве традицию кабаре. Начало этому плану до недавних пор бессменный автор и ведущий «капустной» церемонии «Гвоздь сезона» счёл нужным положить организацией «капустника» «На чемоданах», который Театр на Малой Бронной проведёт на Старый Новый год (название намекает на предстоящую театру полуторагодовую жизнь в стенах Дворца на Яузе).
Ещё два проекта по расширению поля деятельности Театра на Малой Бронной — создание «линейки спектаклей» цикла «Большие режиссёры маленьким зрителям» и образовательная деятельность. Концепция проекта «Большие режиссёры…» с момента первого объявления изменилась: теперь Богомолов настаивает, что речь идёт исключительно о постановках для семейного просмотра (а не о «детских спектаклях»), которых, по его мнению, в сегодняшнем театральном пространстве не хватает. Что касается образовательной программы, то здесь Театр на Малой Бронной следует за популярным сегодня трендом запуска лекционных курсов в театральных стенах — подобные просветительские проекты, в которых участвуют ведущие театроведы и другие специалисты, инициированы самыми разными театрами — от последовательно работающей в этой сфере «Мастерской Петра Фоменко» до разовых проектов МХТ им. А.П. Чехова или недавно запущенного долгосрочного проекта питерской «Мастерской». Случай Малой Бронной отличается от ряда аналогичных сюжетов тем, что все лекции будут бесплатными (проект недавно открылся лекцией Вадима Гаевского, пока запланирован его же авторский лекторий), а обновлённый сайт театра будет выполнять всё ту же амбициозную просветительскую задачу рассказывать о театре «вообще», не ограничиваясь информацией о деятельности Бронной.
Тем не менее, одной из ключевых для обновлённого Театра на Малой Бронной, подчёркивает Богомолов, является задача «начать зарабатывать» и существовать прежде всего на собственные, а не спонсорские или государственные, средства. Пока ценовая политика театра остаётся прежней, и хотя, как выразился Богомолов, «мы понимаем, что театр — это дело не только коммерческое, но и общественное… и постараемся осуществить гибкую ценовую политику», чтобы посещать его могли в том числе студенты, пенсионеры и другие зрители «низкого достатка», уже начиная с премьеры сказки для семейного просмотра «Женщина-змея», которая пройдёт во Дворце на Яузе, театр, по словам директора Константина Чернышёва, намерен попробовать поднять верхнюю ценовую планку «хотя бы до 10-15 тысяч».