Сила судьбы

Фото: Глеб Фельштинский

Пересматривая «Травиату» Дмитрия Чернякова, открывшую со скандалом юбилейный сезон в Ла Скала в год 200-летия Верди, Антон Флёров разбирается в тонкостях психологической трактовки.

Особого повода возвращаться к новой «Травиате» в Ла Скала, вроде, и нет — постановка получила необходимый резонанс, главным образом, за счет статусности места, времени и персонажей, мнение в отношении нее сформировалось, она присвоена и сдана в архив. Вроде, даже и подзабываться стала. И так бы и было, если бы не один аргумент, раз за разом встречающийся у посмотревших-оценивших, — неоспоримое «а я-то знаю Чернякова с…», — и позволяющий сделать вывод о любом прошлом и будущем его спектакле с фармацевтической точностью. Поэтому, может, и небессмысленно вспомнить о «Травиате» с позиции человека, знающего о Чернякове только то, что он видит.

Последний спектакль премьерной серии прошел в Ла Скала в напряжении, которое редко случается в Москве. И трансляции в Интернете уже месяц как были доступны, и рецензии все вышли, и про шинковку петрушки на пике любовной арии все выучили. А напряжение в зале осталось — то ли патетико-драматическое освещение лож перед началом, то ли неуверенность в свидетельствах спойлеров.

А спойлеры, и правда, промахнулись. Потому что эта «Травиата» — при разочаровавшей многих верности либретто и приверженности психологическому театру — без деклараций и прокламаций рассказывает историю, которую не очень-то просто разглядеть в шлягерном Верди. И если она про людей и их психологию, то про людей, столкнувшихся с силой, бесконечно превосходящей их небольшие возможности, о которой трудно рассказать теми ограниченными средствами выражения, которыми они владеют.

Эта «Травиата» про любовь, что не умещается в фигуре любовника – он может быть каким угодно. Не про любовь-соревнование, которую ожидал Альфред, устроивший во второй сцене поединок с Виолеттой с взаимным победным поднятием рук, как на ринге. Не про любовь, которая требует слушателя-Жозефа в «деревенском» акте или амфитеатра гостей, аккуратно выстроенных Альфредом, чтобы бросить Виолетте деньги.

Фото: Глеб Фельштинский

Она про силу, которая не оставляет свободы, подчиняет себе и от которой невозможно избавиться, с ней невозможно жить  — только служить ей. Виолетта извивается и истерит, когда начинается ее чувство. Ее «E’ strano!… è strano!…» исполнено без всякой медитации, остервенело, чуть ли не в припадке, а заканчивается визгом «Follie!… follie!…». Она сопротивляется изо всей мочи, хватается за привычную обстановку и стакан, мутузит свою няньку.

И во втором «деревенском» акте выходит в дурацкой униформе с белым отложным воротничком — то ли медсестра, то ли маркитантка. Она теперь на службе, у нее миссия, она мобилизована, она оружие, средство, способ. Ничего не заканчивается в тот момент, когда отец Альфреда просит ее отказаться от отношений с сыном — она даже способна допить с ним чай. В этой ситуации она будет поддерживать Жоржа Жермона, буквально, физически, подставляя ему плечо, на которое он обопрется. А она будет хорохориться и петь почти строевую «Morrò!». Эта Виолетта не может быть разбита пачкой денег, брошенных любовником — мало ли ей бросали денег — она не падает, не опускает глаза. После минутного оцепенения она встает и подсаживается к Альфреду, чтобы поддержать и утешить, уговорить его не страдать, оставить, отпустить. В клоунском парике, примитивно и исключительно эффектно выхваченная лучом, неземным «morirmi sento!» она разрывает бешеный темп хора.

Эта история не подчиняется авторам, которые ее психологизируют, прибивая чувства и поступки к реквизиту, к жестам, к быту. Но никаких подробностей, никакой запонки не будет слишком много — потому что это тот мир, в котором вынужден барахтаться человек. У него нет других возможностей, ведь он не может посмотреть этой силе в глаза или как-то взаимодействовать с ней. Остается только подчиниться и страдать.

Виолетта продолжает жить после истории на балу. Невыносимо — и человеческое существование предлагает какие-то неэффективные средства сопротивления: выпивку, наркотики, от которых только слабеешь физически. К мучениям добавляется адский холод, даже под толстенным одеялом. С Альфредом, вроде, возвращается жизнь — выстояла, прошла. Можно уехать. Но она умирает в тот момент, когда он говорит, что еще не время ехать, что можно по-прежнему на что-то надеяться. Потому что против этой силы все наши культурные коды — с той самой надеждой на завтрашний день, о которой говорит Альфред, с уверенностью в том, что мы сами определяем свою жизнь, возможностью понять, что такое любовь — распадаются и оставляют беззащитным. Вот про эту беспомощность-силу история. Затея, в общем, безнадежная и смелая.

Комментарии
Предыдущая статья
Два текста о «Гамлете» Тарковского 31.01.2014
Следующая статья
«Читай внимательно, мозгляк!» 31.01.2014
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…