Премьера «спектакля-читки» по пьесе Маши Конторович «Мама, мне оторвало руку» пройдёт завтра, 17 декабря, в пространстве питерского «ionoff bar».
Первый показ будущего спектакля «Невидимый театр» по сложившейся уже традиции провёл «начерно» в формате work-in-progress: этот предпремьерный вариант, представленный на Севкабеле, именовался также презентацией, эскизом и читкой. Определение «читка» в итоге сохранилось как жанровое определение сменившей площадку премьеры, которая станет вторым показом этой работы после пробного июньского опыта.
Характерный для «Невидимого театра» минимализм (отчасти вынужденный, отчасти умышленный) в случае с «Мама, мне оторвало руку» становится декларативным и осознанным жестом по устранению «театра» из театра. Своеобразным «референсом» для новой постановки является работа двухлетней давности — «концерт» по тексту-мистификации Дороты Масловской «Мы, дети сети» (якобы литературно обработанному польским драматургом блогу 15-летней девочки Алинки) под названием «Алинка. Deti ceti». Как и в случае с «Алинкой», в пьесе Конторович (и, соответственно, в новом спектакле) главной героиней является девушка пятнадцати лет, а виртуальная среда по сюжету играет определённую роль в её подчёркнуто подростковом мировосприятии. Режиссёр обеих работ Семён Серзин, впрочем, надеется, что реальные подростки, которые являются весьма необычной для «Невидимого театра» целевой аудиторией (возрастная планка «Мама, мне оторвало руку» — «15+»), на время действия смогут «оторваться от своих гаджетов».
Хотя в данном случае «спектакль-читка», очевидно, своим художественным тембром будет ближе к новейшим работам «Невидимого театра», через мнимо-скупые средства ищущим своеобразную «интонацию жизни», чем к медитативно-«кислотной» «Алинке», музыкальная и вообще звуковая составляющая здесь останется чрезвычайно важной (что, впрочем, «по умолчанию» отличает спектакли Серзина). За музыкальный и поэтический ряд премьеры отвечает команда «Простывший пассажир трамвая № 7» (ППТ7) — spoken-word-проект поэта Ивана Пинженина (в числе прочего — экс-автора текстов для группы «Обе две») и композитора Димы EtoEto. Более того, «Мама, мне оторвало руку» официально обозначается как совместный проект «Невидимого театра» и ППТ7. Стихи Пинженина, который также исполняет в спектакле одну из главных ролей, поддерживают своеобразную уральскую интонацию, заданную текстом пьесы екатеринбурженки Конторович. Что же касается отсылок к «Алинке», то в премьерный вечер после спектакля намечен мини-концерт «группы #deticeti» — значимой части «Алинки».
Подробнее о замысле спектакля для подростков и о том, почему «подростку» может быть не 15 лет, журналу ТЕАТР. рассказал Семён Серзин: «Я не скажу, что нахожусь в диалоге с подростками перманентно — периодически возникает некое общение. Это если говорить о подростках как о «возрастном цензе». Но я всё больше понимаю, что люди, которые меня окружают, в большинстве своём — тинейджеры, хотя им иногда и под шестьдесят. Театр, по мне, вообще дело азартное, порывистое, авантюрное — для этого не обязательно взрослеть. Поэтому и история эта вне поколенческой конкретики. Другое дело, что нельзя не отражать сегодня и чуть-чуть вчера. Я про пятнадцатилетних ничего не знаю — пытаюсь где-то что-то подсмотреть, но всё равно скорее догадываюсь только.
Подросток как персонаж интересен и себе, и другим: это про то состояние, когда не успел обрасти толстой кожей. Когда всё на пределе. Олег Семёнович Лоевский мне рассказывал про свой разговор с одним очень крупным Екб-шным бандитом, который признался, что боится в жизни только одного — пятнадцатилетних. «Почему?» — «Потому что у них нет страха». В физиологическом каком-то даже смысле. А спектакль у нас, конечно, и про себя — это возможность ещё раз напомнить себе про горизонт: про большие надежды, про максимализм.
Это отнюдь не о суициде в прямом смысле слова [имеется в виду формулировка, озвученная Семёном Серзиным перед июньским показом: «Особенно сейчас, когда проблема суицида среди тинейджеров стоит так остро, надо говорить с ними про них»], а о желании, чтобы тебя увидели, заметили. Нет тут, конечно, никаких ответов, потому что их в принципе нет. Но тема того, что ты такой не один, что у других тоже есть вопросы, проблемы, воображаемые друзья и так далее, — разумеется.
Мне всегда хотелось в театр как-то позвать подростков. Чтобы они поняли, что это может быть прикольно. Поэтому даже сейчас, хотя мы делаем спектакль в баре («16+»), это всё равно для них. Потому что им туда нельзя. А запретное — самое сладкое. И место, конечно, важно. На Севкабеле было классно, но там поменялись владельцы — и пришлось искать новое пространство, всё очень прозаично. Вообще, есть определённые сложности с пониманием в нетеатральных местах, когда лезешь туда с театром.
«Мама, мне оторвало руку» — максимально необязательный спектакль, его и спектаклем-то сложно назвать. Мы намеренно оставили только текст, разрезав его стихами Вани Пинженина, современного уральского поэта из Питера — тут нет ничего лишнего. Ни декораций, ни костюмов — никакого зашквара. И в части, связанной со Старменом, визуально «реалистического» вообще не будет. Мне, наоборот, хотелось сделать всё максимально реальным (не реалистичным), поэтому и Стармен — не какой-то воображаемый друг, а внятный конкретный Ваня Пинженин. А ещё, конечно, Ваня классный поэт, очень созвучный теме. И, собственно, это соавторство и рождает формат».
Помимо Пинженина, в спектакле заняты актёры «Невидимого театр» Юлия Башорина, Михаил Касапов и Евгений Серзин, Екатерина Белевич (Ложкина-Белевич) и Юлия Захаркина. В главной роли — Алёна Митюшкина. Кроме того, над спектаклем работала художница «Невидимого театра» София Матвеева.