Губернатор Пермского края Максим Решетников утвердил состав краевого совета по культуре. Председателем совета назначен сам Решетников, а в число членов совета, наряду с местными политиками (в частности, с министром культуры Пермского края Вячеславом Торчинским), вошёл Сергей Капков — экс-руководитель московского Департамента культуры. По словам Капкова, ключевыми задачами совета являются развитие Пермского театра оперы и балета, общественных пространств, а также подготовка к 300-летию Перми.
Первая из названных задач представляется наиболее принципиальной в контексте недавней отмены (переноса на следующий год) запланированной премьеры оперы «Лулу» в постановке Максима Диденко по экономическим причинам. Вячеслав Торчинский поделился тогда с журналом ТЕАТР. своими соображениями о ситуации с Пермским театром оперы и балета, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, превративший этот театр в настоящее «место силы» для ценителей музыки и театра во всём мире. Отдельного упоминания заслуживает и Дягилевский фестиваль в Перми, которым также руководит Курентзис.
Десять лет назад в Пермском крае была предпринята попытка провести «культурную революцию», сделав Пермь центром притяжения современного искусства. В числе «идеологов» смелого опыта создания нового культурного пространства были галерист, арт-менеджер Марат Гельман и тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края, режиссёр, худрук пермского «Театра-Театра» Борис Мильграм. В конечном счёте проект был свёрнут, а Гельман уволен новым губернатором и его командой.
Сегодняшний губернатор Пермского края прежнюю работу Капкова мог наблюдать изблизи — в мэрии Москвы они работали вместе, с 2012 года Максим Решетников возглавлял Департамент экономической политики и развития Москвы. Очевидно, его решение пригласить в совет по культуре нынешнего руководителя учебно-научной лаборатории «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» на экономическом факультете МГУ было взвешенным и принималось не только по былым итогам работы Капкова. Тот, в свою очередь, отзывается о нём крайне тепло и рассчитывает на плодотворное сотрудничество («Считаю, что губернатор Пермского края — один из самых ярких и перспективных региональных руководителей. (…) Когда мы вместе работали в мэрии Москвы, у нас было взаимопонимание, и, думаю, сейчас оно тоже есть», — цитирует слова Капкова «КоммерсантЪ»).
Под «развитием общественных пространств» понимается, в частности, создание такового на территории бывшего завода им. А.А. Шпагина, где окажутся вместе Пермский краеведческий музей, музей современного искусства и художественная галерея. Эту идею одобряет Мильграм, справедливо считающий, что «нельзя войти в одну реку дважды» и сегодня нужны свежие идеи, концепции и культурные проекты. Поэтому же худрук «Театра-Театра» рад появлению в совете по культуре Сергея Капкова («Когда интересные и толковые люди занимаются проблемами Пермского края — это всегда хорошо», — цитирует режиссёра «КоммерсантЪ»).
У Капкова богатый опыт не только в сфере работы с городской средой — в Москве именно он выступил с инициативой создания Совета по развитию общественных пространств, а до того Капков отказался от депутатского мандата ради того, чтобы принять назначение на должность директора ЦПКиО им. М. Горького, который усилиями нового директора в буквальном смысле преобразился, став важнейшей «точкой» на карте столицы не только в качестве развлекательного и даже рекреационного пространства, но в огромной степени культурной, интеллектуальной среды, где при Капкове удавалось находить равновесие между интересами «художественного» и «общедоступного» и даже соединять их.
В принципе, во многом той же концепции отвечает и ключевое событие того периода — назначение Капковым на должность художественного руководителя Театра им. Н.В. Гоголя Кирилла Серебренникова. Сформировавшееся впоследствии явление — «Гоголь-центр», — особенно в его первоначальном виде, когда сугубо театральные, эстетические достижения, быть может, даже отходили на второй план по отношению к небывалой тогда идее создания междисциплинарного, образовательного и отвечающего интересам весьма широкого круга людей, демократичного культурного пространства. В конечном счёте, одной из ключевых идей «Гоголь-центра» как проекта была попытка заинтересовать горожан современным искусством, осуществить в каком-то смысле ту самую «культурную революцию», которая несколькими годами ранее не удалась в Перми.
Фото: chitaitext.ru.