Самая особая лодка в мире

Корреспондент ТЕАТРА. – о книге Андрея Афонина «“Особый театр” как жизненный путь» (М.: Издательский дом «Городец», 2018).

«Мне повезло. Я знаю, кто такие “Другие”, “особые” люди» – считает Наталья Вальерьевна Треушникова, президент Союза охраны психического здоровья. Она права: не каждому в жизни дано встретиться с Другим. А некоторые этих встреч намеренно или неосознанно избегают. Но есть и много тех, кто посвятил свою жизнь работе с “особыми” людьми – с ментальной или другого рода инвалидностью. В помощь таким специалистам Союз охраны психического здоровья издает серию книг, и первая монография А.Б. Афонина – одна из них.

Андрей Борисович – художественный руководитель и режиссер интегрированного театра-студии «Круг-II». Проясним терминологию: «особым» театром называют такой, где играют только актеры с психофизическими нарушениями – «особенностями развития». Такие театры очень редки – один из старейших основан в Бремене в 1986 году, вскоре после того, как в Германии решили закрыть большинство психиатрических стационаров, и театр стал средством социальной реабилитации бывших пациентов. Сейчас этот театр – профессиональный, со своим репертуаром, регулярными спектаклями и гастролями. Вносит он свой вклад и в культурную жизнь города, участвуя в традиционных – еще со средневековья – уличных представлениях и шествиях. Но бременский театр, скорее, исключение. Большинство же театральных студий – инклюзивные, то есть включают «особых» актеров наряду с «обычными». Они могут быть как любительскими, так и профессиональным. Чего эти студии категорически не принимают – это когда их называют «арт-терапией». Терапия искусством, конечно же, имеет свое место и время. Но инклюзивные театры претендуют на большее – быть не лекарством, а искусством, делать спектакли, интересные широкой аудитории, а не только узкому кругу друзей и близких.

Именно такие цели – пропагандировать «особый» театр как искусство – поставило объединение «Круг» и выросший из него фестиваль «Протеатр», где начинал Андрей Афонин. Тогда же и был придуман термин «особый» театр, то есть состоящий или включающий в себя актеров с особенностями развития. Может ли что-то дать театру человек, которого общество привыкло считать обделенным и, в лучшем случае, лечить и сочувствовать, в худшем – исключать, изолировать и игнорировать? Андрей Афонин считает, что да: «искусство – всегда иной взгляд на мир. Человек с особенностями развития как раз и обладает иным вглядом на мир». «Другие» часто двигают искусство – вспомним Ван Гога или, в театре, Антонена Арто – и, возможно, делают это благодаря своей инаковости. Внимательный, любовный взгляд руководителя театра, режиссера на «особого» человека помогает открыть его «фактуру», раскрыть его данные, развить его актерский талант. В ответ «особый» актер может привнести на сцену новые краски, новые эмоции – словом, внести в спектакль свой вклад. «Особый» театр, подчеркивает Андрей Афонин, это сотрудничество, не похожее на одностороннюю зависимость пациента от терапевта. Если сотрудничество состоялось, от него выигрывают обе стороны – и «особый» человек, и театр.

О том, как сделать так, чтобы люди с особенностями развития стали хорошими актерами, автор рассказывает во второй части своей книги. Если в начальных главах он обсуждает соотношение понятий «социальный», «особый», «инклюзивный» театр, говорит о роли режиссера и о собственном методе «особого театра», то затем переходит к практическим вещам – работе с актером и (немаловажно!) его родителями. В «практический блок» входит описание игр и тренингов, развивающих тело, пространственные навыки, сценическую речь; здесь много иллюстраций. В заключении книги ставится вопрос о «целостности спектакля», о том, что перед режиссером стоят задачи, не только «творческие», но и «ремесленные», по созданию оригинального художественного продукта – спектакля. Андрей Афонин очень хорошо знает, как сделать такой продукт: спекталь «Круга II» «Отдаленная близость» получил одну из высших наград отечественного театра, «Золотую маску» в номинации «Эксперимент». В книге много точных наблюдений, глубоких мыслей, полезных художественных советов из того багажа, который автор накопил за несколько десятилетий преданной работы. Ведь «особый театр» – это жизненный путь и для «особых» актеров, и для его руководителя. Это лодка, в которой они плывут вместе, приглашая нас в путешествие.

Комментарии
Предыдущая статья
Типа Гамлет 25.04.2018
Следующая статья
Немецкий Брехт и канадский Шекспир говорят по-французски 25.04.2018
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…