Сегодня и завтра, 25 и 26 ноября, в петербургском театре «Суббота» пройдёт премьера спектакля Владислава Тутака «Родькин чердак» по мотивам «Преступления и наказания».
Владислав Тутак — ученик Руслана Кудашова, выпускник РГИСИ-2021. Помимо эскизных и лабораторных показов, а также совместных работ с другими режиссёрами курса при БТК, Тутак уже осуществил две заметных постановки на разных площадках — обе вошли в лонг-лист «Золотой Маски-2022». При этом обе уже побывали в Москве: «Лев и Птичка» из репертуара петербургского Большого театра кукол весной участвовал в «Маске Плюс» (офф-программа «Золотой Маски»), а спектакль-инсталляция «Дым» тюменского Молодёжного театрального центра «Космос» осенью приезжал на фестиваль «Территория. Kids».
«Родькин чердак», основанный на романе Достоевского и текстах Ницше, появился как эскиз — зимой 2021 года его показали на фестивале «БТК.generation». По мнению зрителей и критиков, эта работа заняла в программе смотра особое место. В частности, эскиз понравился завлиту театра «Суббота» Владимиру Кантору — благодаря его усилиям «Родькин чердак» в новом формате и с другим актёрским составом будет идти на сцене «Субботы» (в этом варианте спектакль создан Содружеством негосударственных театров при финансовой поддержке Российского фонда культуры).
Вынесенный в название чердак — с одной стороны, ключ к пространственному решению: на фестивале эскиз играли под сценой, в «Субботе» под спектакль специально оборудуют флигель. В любом случае, важными элементами остаются клаустрофобическая теснота, пугающая и сюрреалистическая атмосфера, создаваемая скрипами, шорохами, сценами-образами, возникающими, как вспышки, рядом со зрителем. Но одновременно чердак — метафора: «Родькин чердак» — голова Раскольникова, в которой, по сути, и происходит действие. Именно «в голове», сознании и подсознании героя предлагается побывать зрителям. В описании эскизной версии об этом говорилось буквально: «Режиссёр ставит перед собой задачу визуализировать процесс трансформации сознания главного героя, показать то, как собственная его теория стала ему новой тюрьмой. По сюжету место действия — голова Раскольникова, где происходит вся химия мыслей, где появляются как настоящие герои романа, так и фантомы, мечты, воспоминания и сны Родиона. Он обращается к самоанализу, но всё же это не даёт ему контроля над собой, ведь наши поступки, то, „что мы говорим, в свою очередь зависит от того, как и о чём мы молчим“ <Владимир Бибихин. – прим. ТЕАТР.>».
Для погружения в безысходность порядочного человека, ставшего идейным убийцей, создатели выбирают широкий диапазон театральных средств. Согласно формулировке из официальной аннотации спектакля, анализ сознания героя «будет осуществлён средствами современного искусства, сайт-специфик эффектами, возможностями театра кукол в соединении с классической техникой психологического театра». Играть в «мунковской» постановке (прямые цитаты живописи Мунка были в эскизе) будут Иван Байкалов, Владислав Демьяненко, Станислав Демин-Левийман, Артём Лисач, Анастасия Полянская и Кристина Якунина. При этом особого внимания заслуживает оформление списка действующих лиц в программке: там обозначены и прокомментированы не только «живые» персонажи (Иван Байкалов — «Родион Романович Раскольников, он же Родька, он же к Свету идёт?», остальные — «Двойники его»), но и те, у кого не указаны «исполнители», — например, «Лошадка, её же жалко?».
Важной частью спектакля становятся тексты Ницше — фрагменты из книги «Воля к власти». Соавторами Тутака в работе над «Родькиным чердаком» стали художник Дарья Лазарева, художник по свету Ксения Козлова, ассистент режиссёра по куклам Дмитрий Чупахин, автор музыкального оформления Ролан Мукминов и «инсценировщик» Сергей Толстиков. Также в спектакле использованы «ницшеанские» музыкальные композиции — песни Владислава Демьяненко «Топором» и Сергея Беспалова «Человеческому виду требуется гибель» на текст Ницше.