1, 2 и 10 марта на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдут премьерные показы спектакля «Маяковка+Бутусовцы. Итоги». Своеобразный альманах составили три работы, созданные студентами выпускного курса Юрия Бутусова в ГИТИСе – Александром Цереней, Иваном Орловым и Егором Ковалёвым.
В сентябре 2024 года на Малой сцене Театра имени Маяковского проходила лаборатория «Маяковка плюс Бутусовцы». За два дня были показаны восемь эскизов, над которыми работали студенты мастерской Юрия Бутусова на режиссёрском факультете ГИТИСа. Единственным по сути требованием к опытам стал выбор материала: основой должны были стать рассказы отечественных писателей ХХ века. Сколь разными эстетически получились работы, столь непохож был и выбор текстов: от сочинений Горького до эмигрантской прозы. Три из восьми эскизов были выбраны для доработки, причём в итоге они составили композиционный триптих: их будут играть в один вечер (с двумя антрактами) — театр подчёркивает, что «важно сохранить эскизность этих работ».
На фото — сцена из спектакля «Подлец» © Анна Пивова
«Что интересует молодых режиссёров сегодня? Какие герои в центре их внимания? Какой театральный язык они выбирают? — говорится в пресс-релизе премьеры. — Александр Цереня, выбрав рассказ Владимира Набокова “Подлец”, размышляет о психологии человека, загнанного в угол. Иван Орлов представит фантасмагорическую интерпретацию рассказа Максима Горького “Страсти-мордасти”. Егор Ковалёв расскажет поэтическую и трогательную историю любви длиною в жизнь по рассказу Леонида Андреева “Герман и Марта”».
В работе Александра Церени «Подлец», созданной в соавторстве с художницей Марией Васильевой, участвуют артисты Кирилл Кусков, Константин Константинов, Юлия Соломатина, Игорь Марычев и Роман Фомин. «Набокова редко сравнивают с Гоголем — а зря! — говорит режиссёр. — У них одна тема: ужас перед серостью, питающейся злом. Когда не человек, а оболочка. “Подлец” — при всём юморе довольно страшный рассказ, в котором Набоков исследует психологию человека, загнанного в угол. И страшно от того, что чести нет, и всё позволено, и чёрт за плечом…».
На фото — сцена из спектакля «Герман и Марта» © Анна Пивова
В работе Егора Ковалёва «Герман и Марта» по рассказу Леонида Андреева участвуют Юрий Коренев, Галина Беляева, Кира Насонова, Ярослав Леонов и Иван Сапфиров. «Это простая, но поэтичная, тонкая и трогательная история, — комментирует Егор Ковалёв выбор материала. — Здесь почти нет диалогов, мало контакта между персонажами через текст. И мне это очень любопытно. Сегодня так много уже сказано, что слово как будто утрачивает свой смысл. Но остаётся человек со своей болью, внутренней борьбой и необходимостью хоть какого-то счастья».
А Иван Орлов создаёт камерную интерпретацию горьковского рассказа «Страсти-мордасти» с участием Ильи Никулина, Натальи Палагушкиной и Ольги Ергиной. «Для меня удивительно, что из писателей 20 века я выбрал Максима Горького: не могу сказать, что обращаюсь к этому автору в “минуты тяжёлых раздумий”, — делится Иван Орлов. — Сейчас постоянно спрашиваю его: “ты кто?”, а он меня: “а кто ты?” — такой диалог у нас, всегда мне вопросом на вопрос отвечает. Искал рассказ, где было бы утешение, а тут прямой репликой несколько раз повторяется “утешеньице моё”. Так мне это слово нравится. “Утешеньице” — вроде бы что-то маленькое и в то же время самое главное».