Завтра, 13 сентября, пройдёт торжественное открытие парижского театра «Шатле» после завершения долгой реконструкции. Спектаклем открытия станет «Парад» — оммаж дягилевскому балету 1917 года.
Театр «Шатле» закрылся в декабре 2016 года. Работы по реставрации и модернизации исторического здания («Шатле» создан в 1862 году, причём ранее на этом месте находилась тюрьма, и остатки средневековых казематов сохранились в театральных подвалах) заняли почти три года и обошлись в 31 миллион евро. Радикальные изменения коснулись не только помещения «Шатле», но и художественной политики: впервые в истории во главе театра — два руководителя, причём наряду со французским директором Тома Лорио-ди-Прево возглавлять «Шатле» будет Рут Маккензи — одна из ведущих европейских кураторов и арт-менеджеров британского происхождения, до недавнего времени руководившая Holland Festival в Амстердаме.
В числе задач интернациональный директорский тандем называет, в частности, сохранение «традиции новых форм» (по словам Лорио-де-Прево, таков со времён основания театра «парадокс „Шатле“: наша традиция — это инновация»), демократизацию театра и ориентацию на мультикультурность. Всё вместе определяется формулой «театр без границ» и, по словам нового руководства «Шатле», в этом качестве для театра русские артисты идеальны. С этого сезона постоянными резидентами «Шатле» станут Теодор Курентзис, Уильям Форсайт и режиссёр Питер Селларс.
Откроется новый сезон «Парадом» — масштабным действием из нескольких частей, включая буквальный уличный парад гигантских марионеток и перкуссионистов, инсталляции в здании театра и спектакль с участием цирковых трупп. Всё вместе является художественным оммажем дягилевскому спектаклю «Парад», который появился на сцене «Шатле» в 1917 году: возникший по инициативе Жана Кокто, одноактный «Парад» 1917 года был создан как квинтэссенция современного искусства — помимо Кокто, над ним работали Пабло Пикассо, композитор Эрик Сати и балетмейстер Леонид Мясин.
Завтрашний «Парад» начнётся с уличных мастер-классов по цирковому искусству. Появится в честь праздника и «Машина Кокто» — придуманный сценографом Франсисом О’Коннором гигантский велосипед, и гротесковый цирковой мир, вдохновлённый образами Эрика Сати, в фойе театра (от бородатой женщины до нагромождения пианино). Основную часть вечера составят три представления. Первое — «Меркурий» Эрика Сати в аранжировке британского композитора Харрисона Бёртуистла в исполнении французского Ensemble intercontemporain под управлением немецкого дирижёра и композитора Маттиаса Пинчера, а также мозамбикских барабанщиков. Второе — марионетки, участвовавшие в уличном действии, станут частью постановки Стефана Рикорделя под музыку украинской команды Влада Троицкого DakhaBrakha. Наконец, команда STREB Extreme Action под музыку Пирр-Ива Масе («Pipe Dreams», «Small Rise», «Landscape») в версии всё тех же Ensemble intercontemporain, Маттиаса Пинчера и мозамбикских барабанов завершит вечер живописью в действии — с помощью вёдер с краской, закреплённых на вешалках.
14 и 15 сентября «Парад» в театре «Шатле» сыграют снова.
Напомним. ещё не открывшийся после реконструкции «Шатле» стал одной из двух площадок для проекта Ильи Хржановского «Дау», а в 2021 году на базе «Шатле» Теодор Курентзис и ансамбль musicAeterna планируют проведение «Дягилевского фестиваля» (что стало поводом для возмущения гендиректора Пермского театра оперы и балета).