«Реальный театр» в пяти эпизодах

С 4 по 9 сентября в Екатеринбурге прошел один из крупнейших фестивалей актуального российского театра. 5 дней, 17 спектаклей, 8 городов-участников — от Новосибирска и Самары до Казани и Минусинска. Алексей Киселев посмотрел почти всё и делится самыми яркими эпизодами.

«Три сестры»

Театр «Красный факел», Новосибирск
Режиссер — Тимофей Кулябин

что это:
Четырехчасовой реалистический спектакль с тремя антрактами по пьесе Чехова «Три сестры»; играется на большой сцене, спиной к темноте пустого зрительного зала — публика рассажена на сцене. Игровое пространство представляет собой интерьеры большого дачного дома с винтажной мебелью и вкраплениями современного быта. Стены заменяют белые линии на полу — зрители видят все комнаты и коридоры насквозь (художник Олег Головко). Важная деталь, она же концепция, запускающая механику спектакля: персонажи лишены слуха и общаются друг с другом на языке глухонемых. Текст пьесы транслируется на специальном экране.

Фотография: Фрол Подлесный
Фотография: Фрол Подлесный

эпизод:
Население дома Прозоровых беззвучно балагурит. В центре внимания вдруг оказывается бодрый, подтянутый подпоручик Федотик, вытягивающий вперед сэлфи-палку, чтобы все попали в кадр, а свободной рукой рисующий в воздухе: «Можете двигаться, Ирина Сергеевна, можете!». Снимок готов, и пока все возвращаются к столу, владелец гаджета достает из припрятанной коробочки подарок имениннице: «Вот, между прочим, волчок». Переворачивает лежащую на столе тарелку вверх дном, выставляет на нее волчок, запускает. Все персонажи к этому моменту уже заняли свои места за столом, и, как только Федотик завел игрушку, синхронно прижали уши к резонирующей поверхности. Ритм вечеринки прерван паузой. Юла гудит, свет плавно гаснет. На экране сверху текст: «Удивительный звук»…

«Ричард III»

«Коляда-театр», Екатеринбург
Режиссер — Николай Коляда

что это:
Разнузданное двухактное китч-шоу по шекспировской трагедии. На небольшой сцене под балканский поп приплясывает, ползает и хором издает «Уай!» толпа ряженых в яркое тряпье с китайских вещевых рынков. Центральный персонаж в исполнении Олега Ягодина, одолжившего повадки Джони Деппа в роли Хантера Томпсона из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», жует чайные пакетики, пуляется козявками и лижет живую змею.

Фотография: Вадим Бакалкин
Фотография: Вадим Бакалкин

эпизод:
Группа покойников, убиенных Ричардом, является к нему в разноцветных балаклавах, чтобы в медленном танце пропеть шекспировский текст соответствующей сцены. Все жмутся по углам. Злодей, целомудренно повернутый спиной к публике, стоит по центру голышом. Похоже, ему впервые тоскливо и боязно. Между ног все ниже свисает змея.

«Довлатов. Анекдоты»

Театр «Красный факел», Новосибирск
Режиссер — Дмитрий Егоров

что это:
Трехактный байопик про Сергея Довлатова, созданный на основе его рассказов. Оформление огромной сцены напоминает внутренность пустого деревянного ящика; задняя стена состоит из дверей, незаметно раздвигающихся окошечек и ниш. В концертный формат спектакля умещается сколько угодно зарисовок про тюремную самодеятельность, абсурдные будни советской журналистики, про суд и цензуру, эмигрантов и секс. Много музыки, здорового юмора, мелодраматических мотивов и экзистенциальных подъемов. В заглавной роли — Павел Поляков, удерживающий сложное равновесие между скромностью правдоподобия и гиперактивностью площадного стендапера.

Фотография: Фрол Подлесный
Фотография: Фрол Подлесный

эпизод:
По случаю очередной годовщины революции готовится представление зеков перед генералом. С колосников спускается громадный малярно-графический логотип — профиль Ленина на фоне красного круга. Только глаза у вождя обведены голубой краской, а борода зеленой: какая была краска, такой и обвели. Далее следует череда отменных гэгов, порожденных попыткой зэков разыграть соцреалистическую пьесу про Ленина и Дзержинского. Финальная реплика вождя революции должна была обращаться к залу: «Завидую вам, посланцы будущего!». Но как-то так вышло, что на пути его указующего жеста оказался притулившийся в сторонке хор заключенных.

«Горькие слезы Петры фон Кант»

Театр юного зрителя, Красноярск
Режиссер — Юлия Ауг

что это:
Напряженный актерский спектакль по одноименному сценарию Фассбиндера для шести актрис. Вокруг покрытой атласной тканью кровати расположены белые и черные манекены отражающиеся в зеркальных стенах. Главная героиня (Светлана Шикунова) — немолодая именитая модельерша Петра фон Кант внезапно для самой себя влюбляется в юную модель (Ольга Буянова). Та беспардонно пользуется образовавшимися привилегиями, попутно доводя несчастную женщину до крайней степени отчаяния. Актрисы стоят, сидят, ходят, валяются, кричат и бегают.

Фотография: Алиса Федорова
Фотография: Алиса Федорова

эпизод:
Во второй половине спектакля кажется, что выхода из эмоционального тупика уже нет. Но на сцене очень вовремя появляется Наталья Розанова в роли дочери Петры фон Кант, существующая в теплой мажорной тональности и подвижном вальсовом темпе. «Мама, я влюбилась, — Да? И кто же он? — В том-то и дело…» Так, по окатившей сцену волне хохота, впервые за время действия выяснилось, что в зале есть зрители.

«СашБаш. Свердловск — Ленинград и назад»

Центр современной драматургии, Екатеринбург
Режиссер — Семен Серзин

что это:
Музыкальный спектакль группы «Курара» по пьесе Ярославы Пулинович и Полины Бородиной про одну из самых трагичных фигур в истории русской альтернативной музыки — Александра Башлачева. На тесной сцене пять человек: в центре — снова грандиозный Олег Ягодин, бас, гитара, барабаны и микшерный пульт; музыканты тонут в ворохе аудио-пленки, покрывающей пол (оформление — Александра Микляева). Громкие и тихие песни «Курары», «АукцЫона» и «Кино», фактурные документальные монологи, видео-проекция постепенно вырастают в художественный опыт по воссозданию атмосферы конца 80-х, фокусируясь на рок-движении Свердловска (место становления СашБаша) и Ленинграда. Год назад этот спектакль должен был быть номинирован на «Золотую маску», но не смог поучаствовать в конкурсе по вине недовольного автора книги о Башлачеве и некого театрального критика, увидевшего в сети фрагмент постановки, не пожелавшего посмотреть его целиком, но возбудившего разговоры о несоблюдении авторских прав. В результате возникла нынешняя версия спектакля: несколько текстов СашБаша заменены на песни группы «Курара».

Фотография: Центр современной драматургии
Фотография: Центр современной драматургии

эпизод:
Начало спектакля объявлено в 23:00, на часах 23:20. В зале на 50 мест утрамбовалось человек 100, фойе забито не попавшими, но в итоге все же влезшими: перед первым рядом образовалось еще три. Музыканты, одетые в лучших традициях ранней «Алисы», то и дело передвигают аппаратуру ближе к задней стенке, освобождая еще по 10 сантиметров; фоном запущена видео-проекция с ранними интервью свердловских рокеров. По рядам передают граненые стаканы с компотом из сухофруктов. Сейчас, с первым резким басовым рифом, начнется строгий поэтический спектакль, размах и энергетика которого, кажется, рассчитаны на стадион.

Справка:

В этом году «Реальный театр» отметил свое 25-летие. Впервые фестиваль прошел в Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) в 1990-м и представлял собой смотр лучших спектаклей Урала, Сибири и Дальнего Востока. С 1994-го, увеличившись в масштабах, обрел статус всероссийского; сегодня же по праву считается старейшим и одним из крупнейших фестивалей страны — наряду с «Золотой маской», петербургским «Балтийским домом» и пермским «Пространством режиссуры». Автор идеи, основатель и бессменный арт-директор «Реального театра» — Олег Лоевский; афиша фестиваля — его выбор. Важная особенность фестиваля-биеннале, проводимого раз в два года — интенсивная программа обсуждений спектаклей с приглашенными театральными критиками, экспертами и студентами театроведческих факультетов. Зачастую эти публичные профессиональные разборы и диспуты становятся не менее захватывающими зрелищами, чем сами спектакли.

Комментарии
Предыдущая статья
Contemporary dance: история трех смертей 16.09.2015
Следующая статья
Глоссарий современного танца 16.09.2015
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…