В РАМТе в сезоне 2024—2025 выпустят премьеры Бородин, Брусникина, Долин

На фото — момент сбора труппы в РАМТе 28 августа 2024 года © соцсети РАМТа

Сегодня, 28 августа, в Российском академическом Молодёжном театре прошёл сбор труппы. Худрук театра Алексей Бородин, главный режиссёр Марина Брусникина и директор РАМТа Софья Апфельбаум рассказали о планах на 104-й сезон.

Из десятка намеченных премьер половина выйдет на Большой сцене. Первая в этом ряду — новая постановка Алексея Бородина, которую зрители смогут увидеть уже 20 и 21 сентября. Художественный руководитель РАМТа обратился к не самому известному тексту — пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Несмотря на отсутствие большой сценической судьбы, эта пьеса вошла в историю театра: в 1914 году тогдашнюю репертуарную новинку, написанную тремя годами ранее, поставил Евгений Вахтангов. Для Бородина «Усадьба Ланиных» станет первым опытом сотрудничества с главным художником Вахтанговского театра Максимом Обрезковым, который работал в РАМТе над «Сыном» Юрия Бутусова и «Островом сокровищ» Александра Коручекова. Предыдущая премьера Бородина, «Леопольдштадт», создавалась режиссёром ещё вместе с постоянным соавтором, художником Станиславом Бенедиктовым, ушедшим из жизни в 2022 году.

Алексей Бородин рассказал и о своём следующем замысле. Он планирует выпустить диптих — спектакли большой и малой формы, которые, по его словам, будут «единой историей», хотя формально не связаны не только пространством, но и материалом. На Большой сцене он поставит «Игру интересов» (1907) нобелевского лауреата Хасинто Бенавенте-и-Мартинеса — это самое известное сочинение испанского драматурга, вдохновлённое комедией дель арте. А в одном из камерных пространств РАМТа Бородин представит свою версию пьесы Роберта Седрика Шерриффа «Конец пути» (1928) о событиях Первой мировой войны. Уже в год написания этот текст был поставлен на лондонской сцене (в спектакле играл молодой Лоуренс Оливье), а в 1930-м вышла первая киноверсия. «Конец пути» неоднократно экранизировали, новейший из фильмов по пьесе снят в конце 2010-х.

Весной свою первую постановку большой формы в РАМТе выпустит главный режиссёр театра Марина Брусникина. Она обратилась к роману Ивана Шмелёва «Лето Господне» — этот текст впервые будет поставлен на театральной сцене. Шмелёв, как и автор «Усадьбы Ланиных» Борис Зайцев, — один из крупнейших представителей литературы русского зарубежья, жизнь и творчество этих писателей во многом связаны, поэтому спектакли руководителей РАМТа на Большой сцене тоже отчасти могут считаться «диптихом». Объединяет постановки и участие Евгения Редько — один из ведущих артистов РАМТа будет играть главные роли в обеих. «Лето Господне», по замыслу создателей, будет предназначено для семейного просмотра.

Для юных зрителей на Большой сцене в начале 2025 года выпустит спектакль Юрий Печенежский. Несмотря на выбранное пространство, постановка по сказкам Сергея Козлова под рабочим названием «Ёжик и Медвежонок» будет камерной: как и в целом ряде спектаклей РАМТа, на планшете сцены разместятся не только декорации, но и зрительские ряды.

Ещё одна премьера большой формы пройдёт в ноябре: Александра Ловянникова выпускает «Томасину» по известной сказочной повести Пола Гэллико. Оригинальную пьесу на основе книги «американского Андерсена» написала драматург Оля Потапова в «Мастерской инсценирования» РАМТа. Напомним, этот проект театр проводил в 2023 году: режиссёры и драматурги, сразу работавшие в тандеме, предлагали оригинальные версии прозаических текстов, которые потенциально могли стать полноценными спектаклями Большой сцены. Одним из результатов работы «Мастерской инсценирования» стала премьера прошлого сезона — спектакль Филиппа Гуревича «Ленинградские сказки» по пьесе Марии Малухиной на основе книг Юлии Яковлевой.

Ещё один участник «Мастерской инсценирования», Иван Пачин, также выпустит в этом сезоне свою дебютную постановку в РАМТе, хотя и не связанную с тем проектом. Уже 7 и 13 сентября в Чёрной комнате пройдёт премьера спектакля Пачина «Мой первый бизнес» (5+) по книжке-картинке Наталии Перевезенцевой.

Фамилии нескольких современных авторов появятся в афише РАМТа благодаря режиссёрам, уже сотрудничавшим с театром. Так, Алексей Золотовицкий работает над первой постановкой нового текста Дмитрия Данилова «Пустые поезда», Рузанна Мовсесян переносит на сцену «Детство Лёвы» Бориса Минаева, а Владимир Богатырёв осмыслит судьбу Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, основываясь на пьесе театроведа и драматурга Нонны Голиковой (этот спектакль, по замыслу театра, продолжит «линию ЖЗЛ», начатую постановкой Екатерины Гранитовой «Человек летающий» об Александре Грине). Все три премьеры выйдут в пространстве Маленькой сцены РАМТа.

В Чёрной комнате Олег Долин выпустит спектакль «Остров Сахалин» по знаменитой книге путевых заметок Антона Чехова. Руководители театра, рассказывая о предстоящих премьерах, подчеркнули, что появление в репертуаре такого «неизвестного Чехова» кажется им принципиально важным — как и выбор «неизвестных пьес» и имён, которых немало в планах театра на нынешний сезон. Любопытно, что именно в пространстве Чёрной комнаты 10 лет назад прошла премьера первой постановки Долина в РАМТе — спектакля «Медведко» по русской народной сказке. А другим спектаклем режиссёра сегодня вечером театр открывает сезон — в Театральном дворе сыграют «Зобеиду» по пьесе Гоцци, первую постановку, созданную для этого открытого пространства.

Премьера в Театральном дворе запланирована и на грядущий сезон. Над ней будет работать студент мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе, режиссёр Андрей Хисамиев. Он поставит текст, к которому обращался и его мастер, — «Разбойников» Шиллера.

В труппу РАМТа вошли однокурсники Хисамиева, окончившие ГИТИС в этом году (на режиссёрском факультете актёры и режиссёры учатся вместе, но разное количество лет — 4 и 5 соответственно): Мария Денисова, Семён Шестаков и Александр Трачевский. Вместе с ними коллектив Молодёжного театра пополнился ещё пятью артистами: из Мастерской имени Виктора Коршунова в Щепкинском училище приняты Полина Калёнова и Марк Нестер, с курса Кирилла Пирогова в Щукинском институте — Варя Пахомова и Максим Заболотний, а с курса Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ — Данила Голофаст. Многие из них уже приступили к репетициям в новых постановках РАМТа, включая «Усадьбу Ланиных».

В числе других планов театра на сезон — режиссёрская лаборатория «Универсальное детство» (эскизные работы можно будет увидеть уже в сентябре) и XI Всероссийский семинар по работе со зрителями, который РАМТ проведёт в Самаре совместно с Самарским ТЮЗом. Также намечены гастроли: «Сын» Юрия Бутусова побывает в Узбекистане, хитовый «Зверский детектив» Ирины Васильевой поедет в Воронеж на фестиваль «МАРШАК», а Екатеринбургский ТЮЗ к своему 95-летию пригласил РАМТ со спектаклем Рузанны Мовсесян «Кролик Эдвард».

Комментарии
Предыдущая статья
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 31 28.08.2024
Следующая статья
«Современник», ЦДР, «рыжаковцы» выйдут на «Театральный марш — 2024» 28.08.2024
материалы по теме
Новости
В БДТ в сезоне 2024—2025 выпустят премьеры Могучий, Фёдоров и молодые режиссёры
14 сентября в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова прошёл сбор труппы, на котором были объявлены планы на 107-й сезон.
Новости
Театр имени Пушкина открыл «сезон юбилеев» 2024–2025
Вчера, 10 сентября, в московском Театре имени Пушкина прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Евгений Писарев рассказал о планах на юбилейный 75-й сезон и о том, как представляет себе дальнейшую жизнь коллектива.