Андрей Прикотенко выпускает премьеру о современных Пульчинеллах

На фото — момент репетиции спектакля «Пульчинелла» © Тимофей Мамлин

10 и 11 сентября в новосибирском театре «Старый Дом» пройдёт премьера спектакля Андрея Прикотенко «Пульчинелла».

Некоторые подробности о новой постановке главного режиссёра «Старого Дома» театр рассказывал ранее. В частности, сам Андрей Прикотенко и его коллеги говорили о спектакле во время презентации сезона 2022-2023, который откроется этой премьерой. Тогда же мы писали, что отправной точкой для создания постановки стала книга Джорджо Агамбена «Пульчинелла, или Развлечения для детей», но, как обычно у Прикотенко, герой будет помещён в сегодняшний контекст. При этом почти вся труппа «Старого Дома», участвующая в спектакле, будет работать на сцене в масках. «Звучащую речь заменят маска, жест и особое настроение „пульчинелловой души“», — говорится в пресс-релизе о «Пульчинелле».

«Маска диктует другой способ игры, иную пластику и отношение к сценическому пространству и окружающему миру, — объясняет Андрей Прикотенко. — Технически спектакль очень сложный, но у нас есть надежда на то, что мы можем сделать что-то такое, что никогда прежде не делали». В постановочной команде, отвечающей за эту сложность, — художник Ольга Шаишмелашвили, композитор Николай Попов, художник по свету Константин Бинкин и другие.

Для создателей спектакля важно, что Пульчинелла — с одной стороны, «интернациональный» образ, кочующий из одной культуры в другую (его собратья — Петрушка, Полишинель и Панч), а с другой — итальянец, маска комедии дель арте. «Пульчинелла вдохновляет на вопросы с момента своего рождения в ренессансном Неаполе, — сказано в пресс-релизе. — Способный перехитрить смерть и убежать от политики, он возрождается в критические периоды истории. В наше время философ Джорджо Агамбен через картины венецианца Джандоменико Тьеполо и их обаятельного героя отправляется к истокам комедии и философии, чтобы понять, как жить непринуждённо и естественно в глубоко кризисную эпоху. „Старый Дом“ вслед за ними населяет свой спектакль некоторыми Пульчинеллами и очень точно обнаруживает их след в современности». Авторы новосибирского «Пульчинеллы» сочиняют современную постановку, но исторический контекст остаётся для них принципиальным, поэтому на странице спектакля на сайте «Старого Дома» опубликован целый культурологический дайджест. Он состоит из четырёх микроглав: «Маска Пульчинеллы», «Легенда рождения Пульчинеллы», «Проклятый человек» и «Космогонический возрождающий смех Пульчинеллы».

На фото — момент репетиции спектакля «Пульчинелла» © Тимофей Мамлин

Андрей Прикотенко рассказывает: «Представьте себе Венецианскую республику: она просуществовала больше тысячи лет, многие знают эпизоды её истории, как минимум сама Венеция дошла до нас как результат творения этой республики. И вот случается её закат. Это происходит в 1797 году, когда Наполеон Бонапарт прекращает её жизнь, последний дож подписывает документы о том, что её больше нет. Почему-то один из венецианских художников Джандоменико Тьеполо уезжает к себе на виллу, которая находится рядом с Венецией, в городе Местре, замыкается в себе и начинает рисовать вот этих Пульчинелл. Занимается этим до конца жизни, разрисовывает всю свою виллу фресками, создаёт большое количество гравюр. Почему? Это такой парадокс, который интересно разгадать.

Сам Пульчинелла отличается от других масок дель арте — например, от Арлекина — тем, что у него есть лирическая составляющая, он наивен. Он такой персонаж, которого мы часто видим в нашей реальности. Он очень непосредственный, он не задаёт себе сложных вопросов, он некая биологическая данность. Как говорит Агамбен, он не про „что“, он про „как“. Жизнь сама по себе. И в этом пульчилиризме есть своеобразное обаяние, есть витальность. И вот эта витальность оказалась центром художественной сосредоточенности венецианского художника Джандоменико Тьеполо. Может быть, в его сущности он находил ответы на то, почему закончилась Венецианская республика».

В постановке заняты Анатолий Григорьев, Лариса Чернобаева, Виталий Саянок, Софья Васильева, Евгений Варава, Наталья Пьянова, Андрей Сенько, Юрий Кораблин, Ксения Войт, Дмитрий Иванов, Юлия Касьянова, Станислав Кочетков, Альбина Лозовая, Александр Шарафутдинов, Тимофей Мамлин, Анастасия Белинская, Яна Игнатенко, Алексей Ефимов, Наталья Немцева и Арсений Чудецкий. Все участники спектакля в программке обозначены как исполнители роли Пульчинеллы.

Комментарии
Предыдущая статья
На кукольном фестивале «Петрушка Великий-2022» будут ломать стереотипы 08.09.2022
Следующая статья
На фестивале МАРШАК-2022 выступят 19 театров из Израиля и России 08.09.2022
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.