Прости нас, Юра, или Оскорбление чувств невидевших

Фото: © Никита Охотинский / Фестиваль «Новые люди»

Театральный фестиваль «Новые люди» в Калуге начался и завершился скандалом: его вызвал показанный во второй день смотра документальный спектакль Талгата Баталова «#прокалугу». Корреспондент ТЕАТРА. побывал 16 декабря на завершающем показе.

Вслед за премьерой вербатима последовали возмущенные отклики в СМИ: в спектакле используется мат, а родную Калугу называют болотом. За две с половиной недели фестиваля (а показы спектакля изначально были заявлены на второй и последний день форума) свое негативное мнение о постановке высказали все, кто его не видел: депутаты гордумы, председатель общественной палаты и даже протодиакон калужской епархии. Чиновники настаивали на том, что постановку, которая должна войти в репертуар Инновационного культурного центра, где и игралась, необходимо закрыть.

Скандал не утихал две недели, в итоге на финальных показах мата в спектакле не было. Кроме того, организаторы приняли дополнительные меры безопасности: на входе в зал зрителей проверяли металлоискателем и просили открыть сумки (по словам волонтера – только перед этим спектаклем). По задумке авторов, каждому зрителю выдается осколок метеорита, своеобразный символ Калуги – к этому показу их на всякий случай сделали из более легкого материала.

Спектакль игрался в 3 и в 7 вечера. На семичасовом показе на сцену в качестве актеров пришлось выйти худруку фестиваля Константину Солдатову и режиссеру Талгату Баталову – двух занятых артистов из драмтеатра в срочном порядке внезапно забрали на спектакль, которого еще два дня назад не было в репертуаре.

Но авторы не упустили возможность сыграть на внезапном хайпе – так, на экранах возник бот-ведущий по имени Константин Э. (конечно, Циолковский) – безликая черная маска. Он ввел в контекст тех, кто вдруг не в курсе, рассказав, что после первых показов на ненормативную лексику оскорбились люди, спектакля не видевшие. Поэтому сегодня мат со сцены звучать не будет, но каждый зритель может почувствовать его сердцем и додуматься сам.

Бот Константин Э. компьютерным голосом делит спектакль на части, посвященные разным темам: космосу, воспоминаниям жителей, автопрому, архитектуре. И хотя ход логичен, распределение по главам здесь кажется довольно искусственным и принужденным.

При таком ажиотаже ожидаешь от спектакля отборной чернухи и политических разоблачений. Но ни того, ни другого здесь нет. «Чем дальше я от Калуги, тем мне лучше, потому что это – гребаное болото», – с такой намеренно провокативной фразы начинается спектакль. Следующий эпизод тоже создан вроде бы для подогрева эмоций: собранные драматургом спектакля Сергеем Давыдовым цитаты актеры зачитывают на фоне плакатов с заголовками местных СМИ: «Калужане стали больше пить», «В Жиздринском районе обнаружили бешенство». Завершается сцена эпичным «Прости нас, Юра, мы все просрали».

Однако жалобы на то, что в городе нечего делать кроме как жениться, разводиться и месить уличную грязь, быстро сменяются лирическими монологами калужан разных возрастов. Это и светлые воспоминания о прошлом: о танцах в кинотеатре и клумбе возле него, о парне, провожающем до дома, с которым шли так близко, а он вдруг сбежал. Есть и сегодняшние рассказы о счастливых, теплых встречах: как в морозное утро дедушка на светофоре рассказывал девушке о своей невесте, к которой спешит в ЗАГС.

Спектакль «#прокалугу» весь собран из примет города, отсылок и имен. Есть здесь и актуальные резонансные истории – о закрытии исторического рынка в центре города или недавнем сносе Дома Яковлева, бывшего памятника архитектуры, здесь авторы приводят точки зрения обеих сторон. Да и о колыбели космонавтики никто не забыл – в ироничной сцене авторы сталкивают двух парней, делящихся мечтами за бутылкой пива «Моя Калуга». Если один возомнил себя новым Циолковским и жаждет построить настоящий спутник из подручных материалов, то второй хочет поскорее свалить. Бутылка фирменного светлого ракетой взмывает вверх.

Именно эти истории и эти люди становятся визиткой Калуги, а совсем не грязь, пьянство и ямы на дорогах – такого добра хватает в любом небольшом городе России. Но вот что важно: по ходу спектакля зрителям предлагают проголосовать, положив метеоритный камень в один из контейнеров: хотите вы уехать из Калуги или остаться? Три четверти зала выбирают остаться.

После всех историй нас оставляют с новым поколением калужан – на экранах сменяются фотографии совсем юных людей, красивых и светлых. В какую корзину они положат осколок метеорита, когда придет их время?

Комментарии
Предыдущая статья
«Спектаклем года» по версии АТК стал «Му-му» Дмитрия Крымова 18.12.2018
Следующая статья
Выставка-променад откроется в Доме-музее Ф. И. Шаляпина 18.12.2018
материалы по теме
Блог
Опреснённый миф
В октябре в оперном театре Лозанны впервые в истории состоялась премьера главной швейцарской оперы мирового репертуара. Ника Пархомовская рассказывает о том, почему «Вильгельм Телль» в постановке Бруно Равеллы – стопроцентно швейцарский.
Блог
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.