30 ноября и 1 декабря в кинотеатре «Колизей», одной из площадок Уральской биненнале, зарубежные и российские эксперты представят краткий экскурс в историю перформанса «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» и обсудят существующие тенденции.
Институт театра, образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска», и Благотворительный фонд Владимира Потанина вместе с партнерами, Уральской индустриальной биеннале и Платформой Russian Turn Центра изящных искусств BOZAR (Брюссель) проводят в рамках проекта «THEATRUM» двухдневный курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию».
Курс посвящен институциональным способам включения перформативных и сценических практик в деятельность музеев. Цель такого курса – познакомить сотрудников музеев и театров, а также всех заинтересованных, с лучшими практиками активации музейного материала посредством перформативных жанров.
Тема активного сотрудничества музеев и театров уже активно обсуждается в музейном сообществе. Новое определение музея в уставе Международного совета музеев ICOM, призвано зафиксировать роль музея как демократичного, инклюзивного пространства, в котором сохранение и трансляция исторической памяти сочетаются с критическим диалогом о прошлом, настоящем и будущем. Сегодня музеи стремятся стать «социальными конденсаторами», поощряющими разговор между специалистами, посетителями, художниками и учеными.
«Опыт сотворчества музея и театра становится все более популярным в деятельности ведущих институций, он позволяет найти новую форму активного диалога с посетителем и с художественным сообществом – рассказал журналу ТЕАТР. Антон Флеров, куратор Института театра, образовательного проекта «Золотой Маски» – художники работают с музеями; стремятся обнаружить неожиданные, скрытые или забытые смыслы. Хореографические произведения вторгаются в выставочные залы или городские общественные пространства, чтобы помочь переосмыслить позицию зрителя, музея, сцены. В музеях изобразительного искусства создаются отделы перформативного искусства. При этом такое сотрудничество является не только важнейшей практикой для музея, но и качественно новым способом делать театр».
Программа курса «Музей = сцена. Как оживить коллекцию», адресованная театральным и музейным специалистам, включает в себя лекции ведущих экспертов из Италии, Бельгии, США, Великобритании, Ливии, Сирии, Канады, Польши, Австрии и России, презентации кейсов художников, круглые столы и показы. Этот «ускоренный курс» по перформативной практике в музеях призван стимулировать новые, неожиданные формы сотрудничества театров и музеев.
В рамках программы российские и иностранные эксперты представят историю взаимодействия музейного и перформативного контекстов, а также лучшие примеры перформанса в музее сегодня. Слушатели проследят эволюцию перформанса на основе опыта музея Tate (Лондон), узнают об опыте российских институций, в частности, Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО, познакомятся с практикой брюссельской биеннале перформанса PERFORMATIK и другими значительными примерами в этой области.
Среди тем курса – «Непростая история отношений театра с художественной средой. Можно ли соединить коллективную природу театра и художественную практику, опирающуюся на ценности индивидуализма», «Как междисциплинарные проекты расширяют аудиторию выставочных проектов (и наоборот), как лабораторный формат способен повысить компетентность профессионального сообщества и привлекать новых участников из смежных художественных сфер», «Об опыте взаимодействия современных художников с большими и малыми музеями Санкт-Петербурга в рамках ежегодного фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» Благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ», «Ула Сикл. Хореография как выставка. На основе хореографической выставки «Свободные жесты», «Художник – куратор музейной коллекции. На основе интерактивной выставки «Музей для маленького города», «How’s my dancing? Взгляд и наслаждение. Что происходит, когда в движении по пространству музея перформеры и зрители сталкиваются с произведением искусства, его окружением и ценой» и другие темы.
Художники и практики, использующие перформативность как стратегию для художественной или институциональной работы, проведут серию мастер-классов. На основе конкретных кейсов художники и кураторы расскажут, как реагируют на новые предложения музеев и оспорят устоявшийся стереотип о том, что и как музей должен представлять публике.
Программу завершит тематический перформанс художницы и хореографа Улы Сикл в пространстве Основного проекта 5-ой Уральской индустриальной биеннале на Уральском оптико-механическом заводе.
Подробную программу можно найти на сайте.
Напомним, что в мае 2019 года в Историко-культурном комплексе «Вятское» прошла лаборатория по взаимодействию музея и театра «THEATRUM 2019», а второй блок проекта был представлен с 31 мая по 4 июня в Москве.