Елена Алдашева про последний показ «Свифта» Евгения Писарева

На фото - сцена из спектакля "Дом, который построил Свифт" (слева - Андрей Заводюк) © соцсети Театра имени Пушкина

Пока театральная Москва продолжает обсуждать одну из самых громких и, бесспорно, важных премьер конца сезона — «Кабаре», поставленное Евгением Писаревым в Театре Наций, — сравнительно тихо завершил жизнь другой писаревский спектакль — «Дом, который построил Свифт» в Театре имени Пушкина. Уход одной работы почти одновременно с появлением другой ощущается как смена времён: вышедший шесть лет назад «Свифт» был «пробой воздуха» совсем другого климата. В сегодняшней атмосфере звуки громче, слова резче и короче, а оптимизма меньше, так что место бродячей труппы впору занять артистам кабаре. «Конец прекрасной эпохи», которая прекрасной и не была.

Пьеса Горина «Дом, который построил Свифт» написана в 1980-м году — во время вполне утвердившегося застоя, после начала Афганской войны и в ту пору, когда никто уже не «реагирует на намёки и подтексты <…> Все всё давно понимают, и уже ничто никому не смешно». Сила этого текста — в соединении чисто художественного (поэтического, фантасмагорического, театрального и метафорического), виртуозно и сложно сочинённого пласта, с почти обескураживающе публицистическим. Последний остроумен, точен и не впадает в крайности сиюминутной актуальности: ему не грозит вызвать чувство неловкости или устареть до нового витка повторения ошибок, как часто бывает с текстами очень злободневными и тем более «правдорубскими». Двойственность свою текст Горина заимствует от вдохновителя и героя — Свифта. Но беда в том, что сложность и горечь пьесы, очевидно, привели её — вслед за Свифтом — в точку, где «спроси у читателей, что такое гуигнгнмы, Глаббдобдриб… Бробдингнег? Половина не слышала, половина не слышала и не выговорит…». Сценической истории у текста почти нет. Фильм Марка Захарова — на мой взгляд, самый тонкий, прекрасный и трагический из всего «популярного блока» его картин — массового успеха других работ не обрёл: показательно, что даже рейтинг на «Кинопоиске» у «Свифта» из них самый низкий (и лишь чуть выше, кстати, — у «Убить Дракона»). Спектакль Писарева в Пушкинском театре тоже предсказуемо не стал репертуарным хитом. Но это очень важная работа.

На фото — сцена из спектакля «Дом, который построил Свифт» (в центре — Антон Феоктистов) © соцсети Театра имени Пушкина

Премьера 2016 года — по сути, первый «серьёзный» спектакль Писарева. Может быть, в каком-то смысле пока и последний: во всяком случае, всегда с уважением относящийся к зрителям и не делящий их на «уровни элитарности» режиссёр здесь менее, чем где-либо, озабочен зрелищностью, увлекательностью и развлекательностью. Серо-серебристая меланхолическая гамма, стильная скупость холодных красок в сценографии Зиновия Марголина и костюмах Марии Даниловой. Пространство европейского церковного купола, он же двухэтажная обсерватория или опустевший зимний сад, где найдётся место теневому театру, а за время антракта «перебьют» все стёкла — опрокинутая полусфера, для лилипутов — чайная чашка. Сдержанность «разговорного» спектакля, графичность мизансцен, вообще удивительный для почти-сказки и очень-театра минимализм. Но театр как стихия, обычно любимая Писаревым всепобеждающая игра, комедия с переодеваниями и притворством, здесь внезапно отходит на второй, если не третий, план. Фильм Захарова был апологией актёрства. Писарев рассматривает театр как метафору жизни и одновременно как её противоположность. Потом он будет возвращаться к этой теме в более «зрительских» работах, прежде всего, в «Кинастоне», но с более оптимистичными выводами. Можно без конца репетировать собственную смерть, можно даже невероятно талантливо её сыграть — но нельзя быть к ней готовым и нельзя ручаться за успех у публики.

На фото — сцена из спектакля «Дом, который построил Свифт» © Юрий Богомаз

В 2016 году текст Горина звучал актуально. Слова о молчании и эмиграции, социальных волнениях и немых призывах к восстанию, гордости за былые победы и отсутствии героев, об эскапизме и убийстве равнодушием — всё это в обличье «костюмной драмы» было довольно необычным явлением. Что-то казалось странным — например, и в теме, и в форме самой пьесы были узнаваемые, характерно-позднесоветские приёмы «эзопова языка». Точнее, невозможность его преодолеть: Горин говорит прямо (ведь «все всё давно понимают»), но в стиль речи, в способ думать уже въелось «эзопово» — не вытравить. Это тоже становится объектом авторской рефлексии. Потом, уже после начала «театрального дела», многое в спектакле зазвучало по-новому и перестало быть странным, став попросту страшным. Сейчас, в июне 2022-го, едва ли не всё казалось жутким, а «далёких от жизни» реплик не осталось почти совсем. Зрители здесь всё-таки превращены в «горожан», в ту публику, которая антагонистична художнику, — на зал, не на «горинскую» массовку кивнут со сцены на страшных словах: «Он нанял актёров, чтобы те несли людям его мысли: власти оказались хитрей — они наняли зрителей!» (теперь мы знаем, что такое возможно и буквально, к сожалению). Но веры в человека в «Свифте» всё равно чуть больше, чем находишь сегодня в себе за пределами театра.

На фото — сцена из спектакля «Дом, который построил Свифт» (в центре — Игорь Хрипунов) © соцсети Театра имени Пушкина

Это очень актёрский и потому вызывающе неудобный спектакль — артисты существуют сдержанно, «на крупном плане» посреди большой сцены или в ансамбле: зрителю нужно делать некоторое усилие, чтобы разглядеть каждого. Здесь много штрихов и «лессировок»: как молчит Свифт — Андрей Заводюк, как следит за происходящим Доктор Симпсон — Антон Феоктистов, как они оба сочиняют воспоминания Доктора о смерти Свифта, артикулируя текст одновременно: один вслух, второй одними губами… Здесь вообще много интересных и тонких актёрских работ и отдельных сцен. Но есть две эмоционально, как мне кажется, главные. Одна — монолог великана Глюма, которого на последнем показе играл Игорь Хрипунов (премьеру выпускал Григорий Сиятвинда). В начале 2010-х, ещё до «Свифта», Хрипунов в спектаклях Серебренникова, Богомолова и даже того же Писарева сыграл очень важные темы, соединяя метания «маленького человека» ХХ века с нервом времени. В тех работах возникало «короткое замыкание» очень конкретного актёрского-человеческого присутствия со вчерашним (казалось) днём, а в персонажах застенчивость перед жизнью смешивалась с безоглядным отчаянием. В роли «опустившегося до уровня сограждан» великана, монологе робко улыбающегося пьяницы, Хрипунов новыми красками и с нового ракурса показывает то, что не все рассмотрели в прежних его работах. «Будете хвастать в пивных прошлыми победами…» — упрекает Глюм современников по «безгеройному времени», мечтая «повториться как великан» хотя бы в смерти.

На фото — Александр Дмитриев и Александр Матросов в спектакле «Дом, который построил Свифт» © Юрий Богомаз

Но Глюм — ещё и артист, истекающий клюквенным соком. И этой сцене противопоставлена другая, где прольётся уже настоящая кровь. Сцена о силе искусства — или жизни: Свифт считает, что это синонимы и относиться к ним надо одинаково. Писарев, судя по всему, считает иначе, но верит, что одно может помочь другому — и согласен в том, что «доиграть или дожить надо достойно». Первый акт заканчивается сценой у серого занавеса-стены с узеньким окошком — арестованные актёры тихо поют за решёткой, а два охранника-констебля, рыжий и чёрный, стерегут их. Рыжий заводит разговор с тем, который зовёт себя Некто и якобы живёт несколько тысяч лет. Тот предлагает ему вспомнить прежние воплощения и убеждает Рыжего в большем, чем сам ожидал. Обнаружив, что во всех других жизнях он так же «тупо стерёг замки тюрьмы», дрожащим голосом Рыжий спрашивает, знает ли Некто, где он был в 33-м году. «Нет, это не вы сторожили иерусалимскую тюрьму в день распятия! — Но почему я тогда это помню?». Решив что-то изменить и спасти невинных, Рыжий выпускает актёров на свободу и погибает — причём в спектакле выстрел прозвучит за занавесом, а вот смерть случится на глазах у зрителей. Историческая вина, ответственность — общая и личная, — в этом сюжете становятся клокочуще-невыносимой, зримой частной историей. Как странно было стерегущему арестантов констеблю «учиться вспоминать» и видеть прошлые воплощения, так странно и тебе идентифицироваться с ним — его ужасом, его болью. Растревоженная совесть и разбуженная рефлексия человека, от которого не ждёшь ничего подобного, но податливого к чарам искусства и актёрскому гипнозу (Некто и пассы руками делает), — поразительная трагедия, превосходящая даже драму Свифта. И полной гибели всерьёз зааплодируют, очевидно, не «горожане», а те самые артисты.

Играют этот пронзительный эпизод Александр Матросов (констебль) и Александр Дмитриев (Некто). И сейчас, очевидно, — уже с памятью других своих ролей и другого взаимодействия в недавней премьере, «Костике» Дмитрия Крымова. Эпилог в линейном времени (хотя в театре время нелинейное): спустя пять лет Некто станет Костиком, констебль — Тригориным, оба будут артистами нового мира, где приняты «Основы культурной политики», а со сцены поют патриотический блатняк или что-нибудь в том же духе. У крымовского Костика монолог — взятая уже из реальной жизни речь в суде, и она способна заменить все спектакли. Недаром «спокойно и жутко» звучит фраза, брошенная этим Треплевым без надрыва, сухо и просто: «Мой дядя считает, что без театра нельзя… Да можно. Ещё как можно». Это интонация уже нового времени, «пост-Свифта», эры нанятых зрителей и горячечных танцев на краю катастрофы. Того времени, когда тоже бьют окна, но уже не сатирикам в знак уважения: «Кабаре» Писарева также заканчивается перебитыми стёклами. И те, кто бросает камни в этом экспрессионистски перекошенном, а не в том барочно-купольном мире, убеждены: “Tomorrow belongs to me”. Хотя как знать — возможно, на самом деле и в таком tomorrow есть место каким-нибудь новым Рыжим констеблям…

Комментарии
Предыдущая статья
Уволены худруки трёх московских театров 29.06.2022
Следующая статья
Умер ректор ВШСИ Анатолий Полянкин 29.06.2022
материалы по теме
Новости
В Пушкинском театре вернутся к незавершённой постановке Таирова
21 и 22 ноября в Московском драматическом театре имени Пушкина пройдут предпремьерные показы спектакля Евгения Писарева «Плохие хорошие» по комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Официальная премьера назначена на 25 декабря.
Новости
Театр имени Пушкина открыл «сезон юбилеев» 2024–2025
Вчера, 10 сентября, в московском Театре имени Пушкина прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Евгений Писарев рассказал о планах на юбилейный 75-й сезон и о том, как представляет себе дальнейшую жизнь коллектива.