10 ноября в Красноярском театре оперы и балета имени Хворостовского выйдет премьера балета «Катарина, или Дочь разбойника» на музыку Цезаря Пуни. Последний раз в России его ставили более 100 лет назад. Хореографами-постановщиками стали Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц.
История балета «Катарина, или Дочь разбойника» началась в 1846 году в Королевском театре Лондона, продолжилась в 1848 году в миланском La Scala, позже «Катарину» увидели и в России. Танцы для версий в Мариинке ставили Мариус Петипа (1870 год) и Энрико Чекетти (1888 и 1894 годы), в Большом – Хосе Мендес (1895 год).
Балет основан на истории художника Сальватора Розы. По сюжету либретто он попадает в руки разбойников, но его спасает прекрасная атаманша Катарина. В течение спектакля действие переносится с просторов Абруццких гор в деревенский трактир, мастерскую художника и в толпу римского карнавала.
В 2021 году художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров решил возродить балет по материалам Жюля Перро, хореографа, либреттиста и автора «Жизели». Музыкальный материал был найден в Риме, в Милане и в Большом театре. Также в балете прозвучит музыка из других произведений Пуни, которые включались в «Катарину». По словам Сергея Боброва, было утеряно сопровождение к знаменитому танцу с ружьём, которое обнаружили в другом балете. Оркестровую версию музыки по заказу красноярского театра создал композитор Пётр Поспелов.
«Мне попалась газета XIX века, в которой было напечатано полное петербургское либретто. Из разных театров мы восстановили разные версии либретто, в этом нам помог исследователь старинных балетов Юрий Бурлака», — прокомментировал Сергей Бобров.
Костюмы придумала Елена Зайцева на основе сохранившихся эскизов художника XIX века Евгения Пономарёва. Образцы сшиты в Большом театре и переданы в Красноярск. Сценографией занимается художник Альона Пикалова на основе декораций балета «Катарина, или Дочь разбойника» в Большом театре 1895 года, также для оформления сцены используют сюжеты картин Сальватора Розы.
«Это будет интересная реконструкция, в которой есть некая „прелесть“ XIX века с очень эффектными декорациями и костюмами, чего, мне кажется, сегодня не хватает в академическом театре. Хореография Жюля Перро не сохранилась, и мы создаем авторскую хореографию», — рассказала хореограф-постановщик балета Юлиана Малхасянц.
Также над постановкой работают: дирижёр-постановщик Иван Великанов, художник по свету Руслан Майоро, ассистент художника по сценографии Светлана Нечаева, ассистент художника по костюмам Майя Майер и репетиторы по балету Сергей Антонов, Виталий Бреусенко, Александр Матус-Марчук, Анастасия Прокофьева. Концертмейстерами стали Надежда Дресвянникова и Ольга Карнакова.
Партии в балете исполнят: Наталья Боброва, Анна Федосова, Елена Свинко, Юрий Кудрявцев, Матвей Никишаев, Георгий Болсуновский, Анастасия Белоногова, Анастасия Нигматулина, Анастасия Осокина, Кирилл Литвиненко, Олег Ронский, Родион Зиняк, Александр Кондратьев, Илья Хапров, Денис Казарин, Марчелло Пелиццони и Егор Осокин.
Также показы пройдут 11, 12, 19 и 20 ноября. Подробнее с либретто и деталями постановки можно ознакомиться на официальном сайте театра.