Театр Бестужева откроет сезон премьерой об «изнанке» театра

На фото - Сергей Левицкий на техсовете спектакля "Театр. Изнанка" © Александра Данилова / пресс-служба Бестужевского театра

9 и 10 октября в Государственном русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева в Улан-Удэ пройдёт премьера авторского спектакля Сергея Левицкого «Театр. Изнанка». Новой постановкой Бестужевский театр откроет 93-й театральный сезон.

Худрук Бестужевского театра Сергей Левицкий часто выпускает премьеры сразу как режиссёр и художник, автор визуального решения. Для пятикратного номинанта на «Золотую Маску-2021» и обладателя спецприза «Ново-Сибирского транзита», спектакля «Наводнение», Левицкий не только написал инсценировку рассказа Замятина, но и дополнил его собственным текстом: диалогами, дополнительными линиями. В полном смысле авторским спектаклем стала следующая работа режиссёра — комедия «„Шведская семья“ профессора Густафа», для которой Левицкий написал собственную пьесу. «Театр. Изнанка» — тоже в полной мере авторское сочинение Левицкого по своей пьесе, однако на сей раз в жанре драмы.

По сюжету спектакля, речь идёт о прозаической (хотя отчасти и нетривиальной) ситуации срочного ввода артистки из массовки на главную роль в «Добром человеке из Сычуани» за несколько дней до выпуска премьеры. Таким образом, весь спектакль «Театр. Изнанка» построен по принципу «театра в театре»: зрители Бестужевского видят и репетиционный процесс, и закулисье, и фрагменты «Доброго человека…». Для главной героини новая роль оборачивается нешуточной проблемой — «она начинает терять связь с реальностью». В аннотации спектакля говорится: «Это история о том, как срастается артист со своим персонажем, как он может внедряться в его реальную жизнь и нести за собой параноидальные ощущения и разрушительные последствия для психики. Это драма о человеческих отношениях, которые в театре приобретают особенно выпуклый характер, о том парадоксе, когда со сцены говорят о гуманности и милосердии, а в процессе подготовки все эти качества словно выхолащиваются из тех, кто должен быть их проводником». История о «террариуме единомышленников», по словам создателей, поможет зрителям не только задуматься о тяготах актёрского труда, «наркотике театра» и неприглядных парадоксах его «изнанки», но и экстраполировать многие проблемы на жизнь каждого человека.

Сергей Левицкий рассказывает: «Театр — это творческая среда, это все те пороки, которые проявляются в связи с завистью, ревностью, славой, успехом, ложными представлениями о себе, какой-то больной мнительностью, — и всё это ежедневно варится в одном котле. Мы не столько хотели окунуть зрителя в жизнь театра, сколько показать, что есть в нём такого, что цепляет тебя, словно наркотик. Почему ты готов терпеть лишения, унижения, чужую волю? С лихвой ли это компенсируется, до какой поры это компенсируется? Долго ли ты можешь пребывать в славе и успехе? Могут ли тебя сломать — или ты сломаешься сам?.. Человеческое самопожертвование ради большого дела, стопроцентная отдача, когда личная жизнь, собственная семья и дети уходят на второй (или даже третий) план, — эти жертвы могут быть в одну секунду обесценены другими, а человеку мгновенно найдут замену. Всё это существует не только в театре, но и за его стенами, в повседневной жизни. И, мне кажется, наша „театральная история“ в этом смысле становится шире, нежели повесть об обратной стороне театра».

Главные роли — актрису и режиссёра соответственно — сыграют Елизавета Михайлова (исполнительница роли Ганьки в «Наводнении») и один из ведущих артистов Бестужевского театра Аюр Доржиев. Оба подчёркивают в интервью местным СМИ, что главный миф о театре, который они бы хотели развеять (новой постановкой в том числе), — это представление, «что актёры — бездельники». Важна эта мысль и для Сергея Левицкого: «Люди иногда не понимают, насколько тяжёл труд артиста на сцене, — говорит он. — Театр кардинально отличается от других видов искусства. У скульптора есть мрамор или глина, с которыми он работает, у художника — кисти, краски. В театре человек придумывает идею, человек её реализует, человек её исполняет для живого человека: всё замыкается на живых людях, и это дико усложняет процесс. У артиста есть только его физика и психика. Никого не волнует, что у тебя кто-то умер или произошёл ряд драм, — ты должен свою личную психику „загасить“ и сыграть человека с другой психикой».

По словам Аюра Доржиева, основным «прообразом» своего героя-режиссёра он выбрал самого Левицкого («Это он написал пьесу, он у меня всегда на виду, это мой друг», — говорит Доржиев в интервью), хотя изучал и «снимал» рисунок роли со многих других режиссёров — от Жолдака до Богомолова.

Вместе с Сергеем Левицким, который отвечает, помимо текста и режиссуры, за сценографию, костюмы и музыкальное оформление, над спектаклем «Театр. Изнанка» работают художник по свету Наталия Гара и режиссёр по пластике Евгения Герасимова. Кроме Елизаветы Михайловой и Аюра Доржиева, в премьере заняты больше двух десятков артистов — почти вся труппа Бестужевского театра.

Комментарии
Предыдущая статья
Центр Вознесенского и АТК запускают цикл лекций «Новейший театр» 07.10.2021
Следующая статья
Фестиваль ShadowFest пройдёт в Москве в третий раз 07.10.2021
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».