13 и 14 марта в Театре Наций покажут спектакли «Җил артыннан / Бегущий за ветром» Камиля Тукаева и «Озор» Елизаветы Бондарь, признанные лучшими на XIX Фестивале театров малых городов.
XIX Фестиваль театров малых городов, который организует московский Театр Наций, проходил с 29 мая по 5 июня 2022 года в Нижнем Тагиле. На смотре были представлены работы 16 коллективов. По традиции, наградой для обладателей гран-при — лучших спектаклей большой и малой формы — становится показ на сцене Театра Наций.
13 марта московские зрители смогут увидеть спектакль Альметьевского государственного драматического театра «Җил артыннан / Бегущий за ветром»— постановку Камиля Тукаева. Об этой работе, признанной лучшим спектаклем большой формы, член жюри смотра Жанна Зарецкая писала в нашем блоге: «Его магия — как это ни покажется странным — в немудрёности его формы и максимально возможной, предельной честности высказывания. <…> Всё происходит на пустой сцене на фоне задника с меняющимися проекциями, очень ненавязчивыми, абстрактными: в первой части это фасад богатого дома и цветущий Кабул, во второй — голые хмурые городские пейзажи. Во времена, когда слово Афганистан часто, шёпотом и с ужасом произносилось в советских семьях, особенно тех, где росли сыновья, деревья в городе срубались, чтобы они не служили укрытием для снайперов. <…> Но всё это — фон для основного сюжета, который Камиль выбрал снайперски точно. Он поставил историю о встрече человека с самим собой, заставив взрослого героя Амира — alter ego автора романа — непрерывно находиться на виду у зрителя, рядом с собой-ребёнком, вспоминать подробно и в ярких картинках, которые подбрасывает нам память детства, самое стыдное, страшное, невыносимое, которое очень в меру, дозированно, осмысленно разбавляют этнические идиллические сцены с яркими нарядами, песнями и танцами. Они именно так и воспринимаются — как картинки памяти, набоковские „другие берега“, но на восточный манер. В этих эпизодах много женщин с младенцами, а оба мальчика-героя, хозяин и слуга, которые потом окажутся братьями по отцу, растут без матерей».
На фото – сцена из спектакля «Озор» © theatreofnations.ru
14 марта сыграют спектакль, признанный на смотре лучшей постановкой малой формы, — «Озор» Елизаветы Бондарь и Мирнинского театра (Республика Саха). Отметим, что в тот же день пройдёт ещё один показ этой работы — на «Маске Плюс», офф-программе фестиваля «Золотая Маска».
Об этой работе в той же статье Жанна Зарецкая рассказывала так: «„Озор“ — переписанный Екатериной Августеняк практически в оперное либретто текст рассказа Мамина-Сибиряка „Озорник“ про бобыля Спирьку, живущего поперёк всех законов и совсем слетевшего с катушек с появлением в деревне молодой замужней бабы Дуньки из семьи переселенцев. <…> Люди здесь поначалу выглядят куклами, застывшими каждый в своей единственной позе: Дунька — Мария Заманкова — выгнувшись назад, выпятив беременный живот, муж её Степан — Антон Бебин — растопырив руки-ноги и став круглым, всё принимающим, своей воли не имеющим, свекровь (ещё одно удивительное превращение актрисы Елены Сафроновой) — согнувшись и выставив вперёд руки-грабли, озорник Спирька (Михаил Гончаров) — вытянувшись струной, точно пытаясь заглянуть за пределы высокого забора, и с вечно удивлённым взглядом… Но постепенно девять отличных артистов обживают жёсткие, неуютные, брейгелевские формы, обретают голоса и ритмы, тоже каждый — свой, что роднит постановку с современной оперой. И начинается эта странная, несуразная жизнь-мука по домостроевским канонам (драматург внесла в текст канон о том, как должен муж наказывать провинившуюся жену, избивая до полусмерти)».
Вход на оба показа бесплатный по предварительной регистрации.