Журнал ТЕАТР. публикует продолжение дискуссии об истории ярославского театра.
Выполняя свое обещание, мы предоставляет слово доктору филологических наук, академику РАЕН, профессору Ярославского государственного театрального института. Одновременно напоминаем читателям, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции, которая по-прежнему дорожит своей позицией «над схваткой».
Прочла статью Александра Чепурова и считаю необходимым на нее ответить, ибо рассуждая об исторических мистификациях, автор, к сожалению, сам нередко нарушает историческую правду.
Цитирую: «…ярославский театр, отстроенный, открытый и названный в честь первого русского актера Федора Волкова в 1911 году, каким-то непонятным образом стал выдаваться за собственно волковский театр, якобы ведущий свою историю с 1750 года, когда в Ярославле прошли первые публичные театральные представления», – утверждает Чепуров. (Заметим, что и Ярославский, и Волковский как названия, как имена собственные – отменены автором статьи и пишутся с маленькой буквы).
Историю ярославского театра и его происхождение А.А.Чепуров относит к 1911 году, начиная с «отстроенного» здания. При этом автор статьи безоглядно минует конец XVIII века, оставляет за пределами внимания – целиком и полностью весь XIX век, считая события этого времени во всех проявлениях ординарными, не заслуживающими никакого внимания. А между тем речь идет о преемственности, о Федоре Волкове и его памяти. О тех связях, которые человеку несведущему могут показаться несущественными деталями. Искореняя предрассудки, воротят на корню самую добродетель.
Ярославский театр, каким мы знаем его сегодня (здание построено по проекту Н.А.Спирина), действительно был открыт в 1911 году. Но здания драматического театра в Ярославле были отстроены и открыты еще и в 1819-20-м, и в 1842-м. Ярославский театр, таким образом, уже четвертое здание, после двухэтажного, каменного, огромного кожевенного амбара, перестроенного братьями Волковыми под театр.
В 1911 году, прав А. А. Чепуров, это не был «собственно Волковский театр, а театр имени Федора Волкова». Но что такое «собственно Волковский театр»? По мнению Чепурова, ярославский театр в 1911 году не имел никакой преемственности прежде, возник он вдруг и внезапно, город и театр беспричинно вспомнили Волкова, не легитимно присвоили театру имя Волкова, и театр незаконно стал называться Волковским, «не имея к этому ни малейшего отношения».
Цитата: «В случае же с ярославским театром было признано, что первые публичные театральные представления волковской труппы в Ярославле в 1750-е годы, имевшие огромное значение в процессе формирования российской профессиональной сцены, к сожалению, впоследствии не имели продолжения на своей родине…»
Беда в том, что нынешние мудрецы, историки театра практически не знают исторических ярославских реалий. Ярославль помнил Волкова, сохранял память о нем на протяжении многих десятилетий, более полутора веков, до 1911 года! Начинать историю ярославского театра с 1911 года нелепо, это и есть искажение истины. Театральные пути и формы разные.
В 1777 году возникает Ярославское наместничество, и в Ярославль прибывает генерал-губернатор ярославский и вологодский, сенатор, действительный тайный советник и кавалер Алексей Петрович Мельгунов. Мельгунов был известен своим пристрастием к театру, он был просветителем и сыграл выдающуюся роль в культурном развитии Ярославля. В год своего назначения в Ярославль он начал с того, что устроил, основал театр в своем доме, где регулярно ставятся спектакли. Это театр любительский, но прямую связь с Волковым мы непременно обнаружим, пристальнее всмотревшись в биографию губернатора. Мельгунов безусловно хорошо знал Волкова, Дмитревского, был другом Сумарокова. 15-летним юношей в 1737 году Мельгунов вступил в Петербургский Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. Это была Рыцарская Академия, выпускавшая высших офицеров и дипломатов. Шляхетный корпус являл собой синтез гуманитарного лицея и военной академии. При Елизавете Петровне Мельгунов выдвинулся в число самых влиятельных сановников: в 1756 году Мельгунов становится начальником Шляхетного кадетского корпуса, где учился Сумароков, где учились Волков и ярославцы. Осознание духовного значения театра роднит Мельгунова с Федором Волковым, основателем первого русского общедоступного профессионального театра. Мельгунов выпускал кадетов и ярославцев в том же 1756 году. Участвовал в становлении Русского театра. Приезд Дмитревского в Ярославль к Мельгунову в 1786 году не случаен. Здесь, в Ярославле, начал Дмитревский путь к вершинам искусства, Иван Афанасьевич Дмитревский – сподвижник Федора Волкова, Первый актер Императорского театра, преемник Волкова. Дмитревский участвует в театре Мельгунова в трагедии «Синав и Трувор» Сумарокова, выступает в роли Синава.
Дух Федора Волкова незримо присутствует в мельгуновском доме. В городе живы воспоминания о театре Волкова, о волшебстве Волковской сцены. Мельгунов говорит с Дмитревским о достойном продолжении традиций Федора Волкова на его родине, о могучем воздействии театра на формирование человека. Дмитревский охотно откликнулся на просьбу Алексея Петровича, устроил своего рода мастер-класс, провел уроки актерского мастерства, дал множество рекомендаций исполнителям ролей.
В 1775 году в Индию отправился с поручением в составе хоровой капеллы ярославец в недавнем прошлом, Герасим Лебедев, который стал основателем индийского национального театра в Калькутте, по образцу Федора Волкова («Подобно земляку своему Федору Волкову, малевал ширмы..» – то есть, расписывал декорации к спектаклям). Герасим Лебедев, как и Волков, был универсальным человеком XVIII века – архитектором, построившим театр, музыкантом, лингвистом, освоившим все наречия Индии, этнографом, изучившим нравы индийских брахманов, режиссером, драматургом и сценаристом.
Около 20 лет в Ярославле существовала труппа князя Урусова (1816-1818,1827-1828), устроившего в Ярославле обширный театр для сценических представлений. В труппе были крепостные, а также вольнонаемные актеры. Спектакли шли регулярно, три раза в неделю и пользовались популярностью у ярославцев. В апреле 1811 года Министр полиции пишет ярославскому губернатору: «До сведения моего дошло, что в Ярославле есть театр и печатаются афиши о назначенных к представлению пьесах…»
В 1856 году в Ярославле состоялась гастроль М.С.Щепкина, продолжавшаяся три недели (с 22 апреля по 8 мая). Щепкин за это время представил ярославцам весь свой обширный репертуар, проводил и литературные вечера. Приезд Щепкина был связан со 100-летием Указа императрицы Елизаветы Петровны об учреждении русского театра как государственного. Выступая на обеде, данном в его честь, великий русский актер сказал: «…Кому мы всем этим обязаны? Кто, где, когда, впервые привил к нашей жизни новое искусство? Он, незабвенный наш Федор Григорьевич Волков, здесь в Ярославле, сто лет тому назад… Мы, артисты, тысячи людей, которым он открыл прекрасный путь к развитию даров Божиих, дал лестное имя почетных граждан и не черствый кусок хлеба: мы, артисты русские, должны воздвигнуть ему памятник, это наше наша прямая обязанность. Я уверен, что в этом деле найду сочувствие благородных людей, и памятник возникнет сам собою, как возникает сама собою благодарность в чистом сердце человека».
В 1900 году Россия торжественно отмечала 150-летие рождения русского театра. По распоряжению императора Николая II торжества, которые были названы Волковскими, – проводились в Ярославле, на родине русского театра, в здании театра, которое было построено еще в 1842 году. Ректор Демидовского Лицея профессор Шпилевский выразил в своей речи «беспредельную благодарность нашему возлюбленному Государю, которому благоугодно было признать основателя русского театра достойным народного чествования». На торжества прибыли труппы Александринского и Малого театров в полном составе. Среди известных и знатных гостей – драматург Сухово-Кобылин, прибывший из Парижа вместе с дочерью (спектакль «Свадьба Кречинского» по его пьесе входил в репертуар Волковских торжеств). Приехали Т. Л. Щепкина-Куперник, Председатель Русского театрального общества А. Е. Молчанов, А. А. Бахрушин, В. А. Теляковский, директор Императорских театров князь С. М. Волконский, критик А.А. Ярцев, профессора Н. Д. Чечулин и Д И. Иловайский, солист Большого театра Л. В. Собинов. Приветствия поступили не только от русских театров, но и от иностранных, например, от Комеди Франсез.
На празднестве прозвучали стихи провинциального актера С. М. Ратова (Муратова) о Федоре Волкове.
Прилив народного, возвышенного чувства
Живит сердца, как солнца яркий свет.
Нет серых будней, дрязг житейских нет!
Сегодня праздник русского искусства!
Чтит родина того, который здесь впервые
Воздвиг театр, талантам дав простор,
Ты, Волков, первый здесь из всех сынов России
Осмелился поведать: я ¬¬- актер.
В то время как народ, в невежестве коснея,
Считал театр бесовскою игрой,
На сцену ты вступил и, духом пламенея,
Отдался ей, как раб и как герой!
Шли годы… На Руси разлился свет ученья,
Искусству стал куриться фимиам
И поняли, что всё актера назначенье —
Учить толпу и что театр есть храм!
И ты учил толпу… Растет искусства слава!
В нем наш народ себя сознает весь…
Теперь театр царит и словно жизнью новой
Повеяло… Тень Волкова, ты здесь!? <…>
«Эта пестрая толпа, думалось мне, — писал В.Линский, — впервые осязательно свидетельствует о той культурной победе, которую совершил русский актер. Эти оживленные люди, разного чина и звания, собравшиеся здесь, чтобы радушно чествовать актера, разделить с ним, по русскому обычаю, хлеб-соль и приютить его в своих роскошных хоромах— как бы от лица всего русского народа хотели подчеркнуть, что актер в настоящее время не ниже чином, чем представители других профессий, и что он сыграл видную роль в истории русского самосознания. И, быть может, для торжества этой основной идеи праздника наиболее подходящим пунктом является именно Ярославль…» (В. Линский. Ярославские торжества. Театр и искусство. 1900 №21, стр. 391-395).
Волковские торжества проходили под знаком преемственности.
Цитата: «Ярославль – колыбель русского театра, – напомнила Стрепетова в своих воспоминаниях, – и для меня, грешной, колыбель была в Ярославле…Когда я начала играть в 1865 году, мне было четырнадцать лет…»
Брат Антона Павловича Чехова, Михаил Павлович Чехов, автор многих статей и рецензий, посвященным спектаклям городского театра, писал: «Как известно, Ярославль – колыбель русского театра. На торжество Ярославского театра – праотца всех русских театров – съехалось из столиц много представителей печати, с которыми мне удалось возобновить знакомство, и, что главнее всего, приехала труппа Александринского театра с Савиной и Варламовым во главе<…>. Артисты были вдохновлены не только самой пьесой, которая им всегда так удавалась, и не только тем, что их слушала избранная, съехавшаяся на торжество со всех концов России публика, но, как они мне говорили после спектакля, еще и тем, что на их долю выпала высокая честь выступать в первом русском театре и именно в такой великий для каждого сценического деятеля день…»
Значительную часть своей речи на Волковских торжествах знаменитый актер Малого театра Александр Иванович Южин-Сумбатов посвятил Федору Волкову, основателю русского театра, а также провинциальному театру и его актерам.
«При ужасных материальных условиях, в борьбе с недоверием, необразованностью, стадными инстинктами полуобразованных масс, с искаженными вкусами модных течений делают русские провинциальные актеры свое больше культурное дело ― незаметно, из года в год, капля по капле совершенствуясь сами, постоянно и неуклонно, продолжают дело своих предшественников…».
Ведь если Волковский театр – самозванец, беспрецедентно захвативший 270-летнюю историю, которую праздновали, очевидно вопреки всем основаниям истории театра все 269 лет! – историки театра в большинстве своем в этом не сомневались! (Всеволодский-Гернгросс давал разные точки отсчета рождения русского театра – русские скоморохи, Школьный театр, театр при дворе царя Алексея Михайловича, кадеты Шляхетного корпуса, etc). Всегда Александринка приезжала отдать дань уважения первому русскому театру, – и в 1900, и в 1975 году – на 225-летие Волковского театра, и в 2000 году – на 250-летие). Если историческая реальность искажена до степени обнуления существования первого русского театра, и ярославский театр, как следует из статьи, не соответствует и не достоин имени Федора Волкова, то откуда же возникает «историческая целесообразность» слияния театров, озвученная публично министром культуры? Отчего Президент России Владимир Путин открывал Год театра в России в Первом русском театре, Волковском театре? Зачем приезжал Владимир Владимирович на празднование 250-летия рождения Первого театра в России в 2000 году и собственноручно награждал его актеров званиями, орденами и медалями? Или Президента намеренно ввели в заблуждение? И императора всея Руси Николая Второго в 1900 году также ввели в заблуждение? А основоположник русского сценического реализма Щепкин, приехав в Ярославль, выступая на сцене первого русского театра, намеренно искажал историческую реальность, говоря, что «Волкову. Волкову, Волкову всем мы обязаны…»?
Что, наконец, делать с мнением Щепкина, выступавшего в Первом русском театре? Как быть с Волковскими торжествами, проходившими в первом русском театре еще до присвоения театру имени Волкова?
По логике уважаемого профессора А. А. Чепурова, необходимо убрать мемориальную доску и с дома, где жил Федор Волков. Ведь прежнего дома не существует. Есть лишь цокольный этаж да первый. А все остальное построено без ведома Федора Григорьевича. Но все же дом Волкова – это дом Волкова, а первый русский театр – это первый русский театр.