Пьесы Марины Крапивиной, Дмитрия Богославского и других авторов, написанные в рамках фабрики нарративного театра «Дисциплина» как театральная альтернатива Netflix’у, доступны для скачивания на сайте новосибирского театра «Старый дом».
Напомним, проект «Дисциплина» был запущен «Старым домом» год назад — в январе 2020 года театр объявил поиск драматургов, готовых под руководством наставников написать пьесы «по стандартам популярных западных сериалов». По замыслу кураторов «Дисциплины» — драматурга Александра Молчанова, режиссёра Андрея Прикотенко, критиков Оксаны Ефременко и Антона Хитрова, — результатом работы этой «фабрики» должны стать пьесы, отвечающие запросам зрителей: конвенциональные, сюжетные, с яркими героями, но при этом соответствующие как минимум уровню современной сериальной индустрии.
Оксана Ефременко рассказывает о замысле проекта и итогах его первого сезона: «В российском театре есть такое направление как авангардный, экспериментальный театр. Если говорить об общероссийской тенденции, то это постдраматический театр — театр, который отказывается от сюжета и яркого героя, но даёт новый опыт зрителю. Он очень интересен, и «Старый дом» всегда этим занимался. Однако подобные эксперименты связаны с локальным зрителем и привлекают внимание исключительно театралов. Второе направление — это бестселлеры, ловко сделанные истории развлекательного характера и не всегда высокого художественного качества. Формулируя концепцию проекта «Дисциплина», нам хотелось сделать такой жест, чтобы, с одной стороны, сохранить радикальность идеи, а с другой стороны — быть открытыми большому, массовому зрителю. И мы подумали, что самым радикальным жестом будет возвращение к традиции, к довольно конвенциональной истории — к хорошо сделанной пьесе, где есть правильно построенный сюжет и интрига, за которой хочется следить до самого финала. Ещё одной важной идеей стали для нас поиски нового героя. И на «Дисциплине» появилось много пьес, в которых действуют наши современники. При этом они поднимают самые важные и тревожащие нас сегодняшних темы — женская эмансипация, привилегии, устройство рабочего пространства, классовые противоречия, генетическая память и так далее.
Создавая проект, мы ориентировались на то, что многие прозаики и драматурги сегодня ушли именно в сценарное дело. И Александр Молчанов, наш главный коуч и куратор проекта, конечно, сознательно ориентировался на сериальную культуру, — и в смысле построения сюжета, и в смысле увлекательности. Я надеюсь, что зрители смогут прийти и оценить, насколько мы перекликаемся и можем конкурировать с Netflix. Сегодня театр рассматривается как часть большой креативной индустрии, поэтому мы хотим создавать серьёзный и качественный продукт, упакованный в интересную форму и привлекающий большого зрителя, того самого зрителя, о котором всё время думает художественный лидер «Старого дома» Андрей Прикотенко. А он думает о театре для людей, для аудитории, которая не совсем готова к эксперименту, но при этом не хочет смотреть Рэя Куни и совсем антрепризные вещи».
Принять участие в «Дисциплине» пожелали более четырёхсот авторов из 12 стран мира. В итоге до финала дошли одиннадцать русскоязычных авторов из России, Германии, Беларуси и Азербайджана — не только начинающих, но и тех, кому показался интересным опыт драматургической «дисциплины», работы в заданных кураторами рамках. Спустя год после старта проекта, в декабре 2020 и январе 2021, все одиннадцать пьес «Дисциплины» были представлены в Новосибирске в формате читок, которые можно было посмотреть онлайн. По итогам первого сезона режиссёр и актриса Юлия Ауг выбрала пьесу, которую поставит в «Старом доме», — ею стала «Наташа» Марины Крапивиной. Премьера намечена на апрель нынешнего года.
Однако важной задачей «Дисциплины» было формирование своеобразного «портфеля» пьес не для локального использования. Ориентированные на зрительский запрос больше, чем на реализацию личных амбиций автора, они должны быть максимально доступны театрам всей страны. Директор «Старого дома» Антонида Гореявчева рассказывает, что коллеги из других городов выразили не только интерес к созданным на «Дисциплине» текстам, но и желание присоединиться к самому проекту: «Если мы объединимся с другими театрами, а такие предложения у нас есть — от Петербурга до Дальнего Востока, — то читки будут проходить на разных площадках страны и наш драматургический проект вырастет до формата большого фестиваля, — говорит она. — Формат „Дисциплины“ оказался очень востребованным и жизнеспособным. А содержание качественным и интересным как для профессионального, так и для обычного зрителя».
Сейчас на сайте «Дисциплины» можно прочитать и скачать все одиннадцать пьес проекта, а также посмотреть видеозаписи фестивальных читок и обсуждений.
Публикуем перечень пьес: «Наташа» Марины Крапивиной, «Наизнанку» Карины Бесолти, «От отбоя до подъёма» Алексея Понедельченко, «Гоша» Петра Маняхина, «Не уйдём!» Булата Минкина, «Марго» Надежды Фроловой, «Катапульта» Дмитрия Богославского, «Анна поёт» Натальи Ключарёвой, «Подневольный человек» Марии Михелевой, «После Бали» Исмаила Имана и «23 минус и 45 плюс» Ирины Козловской.