Открытое письмо

Открытое письмо театральных критиков Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Хабаровска и Челябинска председателю Союза театральных деятелей России Калягину А.А.

Уважаемый Александр Александрович!

Многие из нас в прошлом входили в экспертный совет или жюри «Золотой маски». Нам не стыдно за свою работу и работу наших коллег, которые на протяжении 20 лет создавали «Золотой маске» репутацию. Нынешнему престижу премии способствовали и эксперты, и члены жюри, и дирекция «Маски», и, конечно, Вы как председатель СТД, отвечающий за бесперебойный ход этой машины. Поэтому мы и пишем Вам.

На «Золотую маску» давит Министерство культуры, и именно с этим связана череда скандалов, потрясших ее. Об отказе выдвигать свои спектакли уже объявили Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, а из экспертного совета по драматическому театру и театру кукол вышли наши коллеги Ольга Фукс и Алла Шендерова. Некоторые, поддавшись эмоциям, ввязались в разнообразные околофестивальные дрязги. Можно сделать вид, что ничего страшного не происходит, и пожурить «отказников» за гордыню, как это сделали Вы в своем миротворческом письме, но, судя по всему, этого недостаточно.

Надо признать, что мы имеем дело не просто с режиссерскими капризами. Уступки Министерству культуры в принципиальных вопросах могут привести к тому, что фестиваль начнет рушиться, как карточный домик. Некоторые члены нового экспертного совета уже дали повод упрекнуть себя в тенденциозности и предвзятости — это касается, например, Капитолины Кокшеневой, которая открыто заявила в СМИ: «Хватит давать премии Серебренникову». Подозрения в тенденциозности экспертного совета могут дать повод и другим режиссерам к отказу от участия в фестивале. Ведь не только Серебренникову и Богомолову кажется, что результаты честного профессионального соревнования пытаются сегодня подогнать под вкусы начальников во властных структурах, рекрутируя для этого «нужных» экспертов. Хотя единственный критерий, по которому надо оценивать спектакли, — не идеология, а профессионализм.

Что послужило причиной нынешнего кризиса? Непродуманный механизм формирования экспертного совета: впервые в этом году большая часть экспертов была выдвинута лично руководителем комиссии СТД по критике Мариной Тимашевой, часть — другими творческими комиссиями и секретарями СТД и часть — Министерством культуры без обсуждения с представителями театрального сообщества. Сейчас очевидно, что это было ошибкой, и нынешний экспертный совет сформирован с грубыми процедурными нарушениями.

Что можно предпринять в этой ситуации? Нам кажется, что беспрецедентный кризис можно побороть только беспрецедентными мерами.

1. Отнестись к нынешней ситуации вокруг «Золотой маски» как к чрезвычайной и созвать внеочередное заседание секретариата СТД.

2. Поставить вопрос о роспуске только что набранного экспертного совета «Золотой маски» и в соответствии с действующим Положением о Премии сформировать новый, не вызывающий подозрений в идеологической тенденциозности и предвзятости.

3. Отложить вопрос о новом механизме формирования экспертного совета до следующего года.

Если этого не будет сделано, дальнейших скандалов не избежать. Не будем забывать о том, что «Золотая маска» — это профессиональная премия театрального сообщества, а не Министерства культуры. Все решения, касающиеся ее судьбы, должны приниматься в первую очередь Союзом театральных деятелей, а не на основании так называемого консенсуса с министерством. Судьба «Золотой маски» — в Ваших руках.

С уважением,

Ксения Аитова, Нина Агишева, Ирина Алпатова, Анна Банасюкевич, Екатерина Бирюкова, Лариса Барыкина, Юлия Бедерова, Николай Берман, Александр Вислов, Татьяна Власова, Варвара Вязовкина, Вадим Гаевский, Марина Гайкович, Анна Галайда, Дина Годер, Алексей Гончаренко, Анна Гордеева, Елена Груева, Елена Губайдуллина, Лейла Гучмазова, Марина Давыдова, Эмилия Деменцова, Татьяна Джурова, Марина Дмитревская, Екатерина Дмитриевская, Роман Должанский, Владимир Дудин, Елена Дьякова, Оксана Ефременко, Татьяна Журчева, Жанна Зарецкая, Олег Зинцов, Валерий Золотухин, Нияз Игламов, Анна Ильдатова, Наталия Каминская, Алексей Киселев, Елена Ковальская, Ольга Комок, Сергей Конаев, Елена Коновалова, Алексей Крижевский, Татьяна Кузнецова, Наталия Курюмова, Илья Кухаренко, Оксана Кушляева, Ксения Ларина, Елена Левинская, Анастасия Лобанова, Олег Лоевский, Мария Львова, Александра Машукова, Кристина Матвиенко, Ольга Никифорова, Туяна Николаева, Алексей Парин, Наталья Пивоварова, Петр Поспелов, Андрей Пронин, Дмитрий Ренанский, Ольга Романцова, Павел Руднев, Гюляра Садых-заде, Вера Сердечная, Сергей Самойленко, Мария Сизова, Глеб Ситковский, Инна Скляревская, Елена Смородинова, Александра Солдатова, Алена Солнцева, Владимир Спешков, Елизавета Спиваковская, Анна Степанова, Елена Строгалева, Татьяна Тихоновец, Оксана Токранова, Евгения Тропп, Ольга Федорченко, Ольга Федянина, Ольга Фукс, Мария Хализева, Антон Хитров, Вита Хлопова, Сергей Ходнев, Ирина Холмогорова, Елена Черемных, Анна Шавгарова, Ольга Шакина, Алла Шендерова, Марина Шимадина, Лилия Шитенбург, Ада Шмерлинг (Всего 93 подписи).

Подписи продолжают поступать. За последние часы письмо подписали: Ольга Гердт, Елена Смородинова, Ирина Яськевич, Елена Вольгуст, Ирина Муравьева, Наталья Сажина, Надежда Стоева, Елена Мамчур, Дмитрий Лисин, Евгения Галлямова, Юлия Щеткова, Галина Вербицкая, Татьяна Купченко, Галина Степанова, Степан Звездин, Сергей Лебедев, Марина Корнакова.

Внимание! Если Вы театральный критик, Вы можете добавить свою подпись в комментариях к этому посту.

Комментарии
Предыдущая статья
Мейерхольд и Япония 16.10.2015
Следующая статья
Заявление о создании ассоциации театральных критиков России 16.10.2015
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…