«Мастерская Петра Фоменко» продолжила издание серии «Режиссёрских тетрадей» — книг с расшифровками видеозаписей репетиций мастера. Третьим томом серии стал выпуск, посвящённый «Одной абсолютно счастливой деревне».
«Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина, с которым был дружен Пётр Фоменко, — один из главных спектаклей «Мастерской» со дня основания театра и по сей день. Премьера прошла в июне 2000 года и до сих пор остаётся в репертуаре «Мастерской», причём актёрский состав за это время практически не менялся. На одной из первых страниц новой книги перечислены интересные факты о спектакле, и, в частности, там уточняется, что это «один из трёх старейших в <сегодняшнем> репертуаре». Поскольку «старше него из идущих только „Волки и овцы“», которые основоположники «Мастерской» выпускали ещё как студенческую работу, можно считать «Одну абсолютно счастливую деревню» старейшим спектаклем из тех, что вышли уже как постановки молодого театра. Напомним, одновременно с «Деревней» Фоменко репетировал ещё два спектакля по Толстому — оба также до сих пор можно увидеть в «Мастерской», — однако премьеры прошли позднее: «Семейное счастие» впервые сыграли осенью 2000 года, а спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены» — в 2001 году. Этим двум работам был посвящён предыдущий, «толстовский» том «Режиссёрских тетрадей». «Одна абсолютно счастливая деревня» получила признание как критиков, так и зрителей, а по итогам сезона была отмечена «Золотой Маской» как лучший спектакль малой формы.
В этой постановке с самого начала было занято уже несколько поколений «фоменок». Со дня премьеры главную женскую роль, Полину, играет Полина Агуреева, а ставшего после войны её мужем пленного немца Франца — Илья Любимов. Первого мужа Полины Михеева, погибшего на войне, но всегда смотрящего на любимую с «небес» закреплённой под потолком сетки, изначально играл Сергей Тарамаев. Однако спустя год после выпуска премьеры Тарамаев ушёл из театра, и роль Михеева перешла к Евгению Цыганову, который совсем недавно стал артистом «Мастерской» после окончания ГИТИСовского курса Фоменко. «Одна абсолютно счастливая деревня» для Цыганова стала первой ролью в «Мастерской» и первой большой работой на профессиональной сцене. Именно этот ввод, по сути, очень близкий ко времени выхода спектакля, и сделал возможным выпуск третьего тома «Режиссёрских тетрадей»: аудио- и видеозаписей репетиций, предшествовавших премьере, не сохранилось, но осталось несколько архивных материалов того периода, когда Цыганова вводили на роль Михеева (март 2002). Расшифровка этих видеозаписей и стала основой второй, большей по объёму, части книги. «Даже эти моменты дают возможность понять способ взаимоотношения Фоменко с текстом, с актёрами, а также принцип выстраивания „звукописи роли“ в непростом случае ввода актёра на одну из ключевых ролей», — говорится в анонсе книги в соцсетях театра. Кроме того, на внутренней стороне обложки есть QR-код с доступом к видеоархиву, где использованные записи можно увидеть своими глазами.
Первая же, меньшая часть книги — полный текст инсценировки «Одной абсолютно счастливой деревни», созданной для спектакля. Во вступительной статье Татьяны Альбрехт говорится: «Первую попытку поставить повесть своего друга Пётр Наумович предпринял ещё в 70-х годах, но не получил разрешения. Цензоры сочли сюжет кощунственным и порочащим советскую действительность». Тексты сопровождаются большим количеством фотоиллюстраций, а в начале книги, как и в других томах «Режиссёрских тетрадей», дан перечень эпизодов, из которых состоит спектакль, и список всех исполнителей ролей — как нынешних, так и когда-либо ранее занятых в постановке.
Приобрести все три тома «Режиссёрских тетрадей» (первый был посвящён «Безумной из Шайо», второй — «толстовским» спектаклям) можно в фойе Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» перед спектаклями и в антрактах.
На фото — страницы книги «Режиссёрская тетрадь Петра Фоменко. “Одна абсолютно счастливая деревня”» © Елена Алдашева