Обзор программы 65-го Авиньонского фестиваля

Про Бориса Шармаца, «приглашенного директора» Авиньонского фестиваля этого года, известно, что он существует на грани танца и современного искусства и очень не любит прилипшее к нему клише «концептуальный художник». Став арт-директором Национального центра хореографии в Ренне (Бретань) он объявил его «музеем танца». Шармац вообще манифестирует слияние сцены, музейного пространства и школы. Этому принципу соответствует и большинство выбранных им для Авиньона-2011 спектаклей.

В основной программе две его работы — «ребенок» («enfant») и «Возникновение конфликтов» («Levee des conflits»). Одна в почетном дворе Папского дворца, другая — на траве стадиона Багатель. Одну предваряет цитата из Жана-Франсуа Лиотара, в другой есть посвящение Ролану Барту, в одной 9 танцовщиков манипулируют телами 26 детей, в другой 24 танцовщика — при этом не хватает одного, и его отсутствие содержательно важно — находятся в состоянии рейва или гипноза.

Вокруг основной программы построена серия выставок, встреч, дискуссий и лекций. В экспозиционном пространстве пройдет перформанс Уильяма Форсайта «Unwort. Хореографические объекты». Форсайт разъясняет их смысл следующим образом: «Сегодня в моих работах нет танца и танцовщиков, при этом они остаются хореографией».

Каннингемовскую линию минимализма в современном танце представляет бельгийский хореограф Анна Тереза де Кирсмекер. В программе феста ее новая постановка «Cesena», которая будет исполнена в 4.30 утра — именно в этот предрассветный час должна звучать средневековая молитва, которую интерпретирует Кирсмекер. В программе кинопоказов можно будет увидеть другие ее работы на видео, в частности классический балет «Fase»82-гогода на музыку нью-йоркского минималиста Стива Райха

Американка Мэг Стюарт и ее брюссельская труппа Damaged Gods, увлеченная остро социальной хореографией (у труппы есть балет про индустрию развлечений, про экологические катастрофы, про распад семьи), покажет свой первый «абстрактный» опус «Violet».

Еще один хореограф-интеллектуал, представленный в программе фестиваля, Франсуа Верре. Несколько лет назад в Москву привозили его изящную танц-пьесу «Без возврата», переводящий на язык танца и движения многостраничный роман Генри Мелвилла «Моби Дик». Верре вдохновляет большая американская проза. В этот раз он обратился к появившемуся после трагических событий 11 сентября роману Дона Делилло «Падающий», а так же к научной статье «Пробуждение» нейропсихолога Оливье Сакс о пост-травматической реабилитации жертв катастроф и фильму Андрея Тарковского «Сталкер».

Интересен выбор драматургического материала соотечественником Верре режиссером Патриком Пино. Он покажет в Авиньоне свою вресию «Самоубийцы» Николая Эрдмана.

Главный герой фестиваля 2008 года итальянский радикал Ромео Кастеллуччи привез в Авиньон первую часть своего нового теологического диптиха — беспощадно физиологичное полотно «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего». Среди фестивалей, участвовавших в копродукции, был Чеховский, поэтому московские зрители увидели эту работу раньше других. В программе кинопоказов премьера видеоверсии оперной постановки «Парсифаль», созданной Кастеллуччи в Брюсселе в январе этого года.

Еще один постоянный гость Авиньона Ваджи Муавад в спектакле”Женское” («Женщины», Des Femmes) размышляет о трудной доле героинь Софокла. Антигона сталкивается с мужской политической властью, Электра — с чудовищной наследственностью, а Деянира — с болью любовных разочарований.

Чуткий интерпретатор классических текстов британка Кэти Митчелл на этот раз обратилась к «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга. Вместе с драматургом и видеохудожником Лео Варнером она поставила в берлинском «Шаубюне» спектакль «Кристина». В центре сценического действия оказывается несчастная кухарка, которую лакей Жан бросил ради своей хозяйки. Дополнительное измерение сценической жизни персонажей придает интерактивная проекция.

В этом году в Авиньоне можно будет увидеть живую легенду французского кино Жанну Моро, актрису Жана Вилара, Питера Брука, Годара и Трюффо, Антониони и Орсона Уэллса. Вместе с музыкантом Этьеном Дао она будет читать «Приговоренного к смерти» Жана Жене.

Самой ожидаемой континентальной премьерой станет лондонский спектакль Патриса Шеро по последней пьесе одного из самых востребованных драматургов Европы норвежца Йона Фосса «Я ветер». Спектакль был поставлен в лондонском Young Vic, самом «европейском» театре Англии, и вызвал у британских, весьма консервативных критиков, мягко говоря, неоднозначную реакцию. В Авиньоне же показ лондонского опуса Шеро всякий раз сопровождался стоячей овацией.

По материалам www.festival-avignon.com

Комментарии
Предыдущая статья
Где купить свежий номер журнала «Театр» 05.07.2011
Следующая статья
Михаэль Тальхаймер обратился к русской классике 05.07.2011
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…