17 февраля на сцене «Под крышей» в Театре имени Моссовета сыграют спектакль Олеси Невмержицкой «Общага-на-крови» по роману Алексея Иванова. Работа ГИТИСовского курса Андрея Кончаловского станет репертуарным спектаклем.
Напомним, дебютный роман Алексея Иванова «Общага-на-Крови» в прошлом году обрёл сразу несколько кино- и театральных версий. Почти одновременно прошли две премьеры в Москве — на профессиональной сцене свою «Общагу на крови» выпустила команда «Невидимого театра» (об этом спектакле Семёна Серзина журнал ТЕАТР. рассказывал ранее), а в ГИТИСе вышел спектакль «Общага», который сейчас, приблизившись в названии к первоисточнику, и входит в репертуар Театра имени Моссовета. В том же году прошла и премьера первой киноинтерпретации — режиссёрская работа оператора Романа Васьянова «Общага» получила приз за лучший дебют на «Кинотавре-2021». Любопытно, что ни в одном случае авторы не пожелали сохранить точное авторское название с заглавной буквой, уходя от слишком «религиозных» коннотаций (в юношеском тексте Иванова их много до избыточности).
Принципиальное отличие спектакля Мастерской Андрея Кончаловского (первого актёрско-режиссёрского курса Кончаловского в ГИТИСе) от постановки Серзина и фильма Васьянова — возраст артистов-участников. В момент премьеры дипломной работы (апрель 2021 года) они были ровесниками героев, а общежитие не как метафора, а как реальное явление было частью их жизни. Сейчас актёры уже окончили ГИТИС, многие из них с начала сезона 2021-2022 вошли в стажёрскую группу Театра имени Моссовета и заняты в других постановках репертуара. Однако состав участников обновлённой версии «Общаги-на-крови» будет отличаться от премьерного — вместе с выпускниками мастерской Кончаловского в спектакле будут играть молодые артисты Театра имени Моссовета.
В аннотации «Общаги-на-крови» говорится, что этот спектакль — «о молодости, самом прекрасном и опасном времени жизни человека». Описание помещает постановку в контекст дипломных спектаклей о «начале пути», для которых традиционно выбираются, например, советские пьесы разных лет («Они хотят жить, а им приходится выживать, ведь молодость — это тот рубеж, который смогут перейти, увы, не все…»), с одной существенной оговоркой: «Общежитие как образ большой страшной системной машины загоняет их в тупик».
Отметим, что для режиссёра Олеси Невмержицкой «Общага-на-крови» в качестве репертуарного спектакля Театра имени Моссовета станет второй работой на этой площадке, причём премьера первой — «8 любящих женщин» на Основной сцене — прошла в начале этого же сезона. Соавтором Невмержицкой в работе над «Общагой-на-крови» стала художница Анастасия Никонова.