В Музее истории ГУЛАГа запускают цикл бесед о «памяти театра»

На фото — Алёна Карась © gmig.ru

Завтра, 3 ноября, в московском Музее истории ГУЛАГа пройдёт первая из пяти встреч цикла «Память театра: когда прошлое становится прошлым». Театровед и театральный критик Алёна Карась прочитает лекцию «Можно ли просто изучать прошлое? Проблема ложной объективности».

Общий замысел цикла встреч организаторы формулируют так: «Современный зритель редко приходит в театр за развлечением. Всё чаще спектакль — это приглашение к совместному разговору о сложных темах. Одна из них — наше прошлое. Пять встреч станут поиском новых способов говорить о прошлом. Как избежать манипуляций историей? Как прошлое может объединять и разделять людей? Театр для нас — один из инструментов решения этих вопросов. Театр всегда так или иначе обращался к истории: будь то развлечение в „исторических костюмах“, откровенный популизм или даже пропаганда со сцены. Иногда режиссёр отказывается от оценки, чтобы показать достоверный документ или, наоборот, создаёт „сочинение на историческую тему“. Никто не выбирает времена, в которые жить, но все мы так или иначе непременно становимся авторами своей эпохи».

Разговор с Алёной Карась будет посвящён одной из самых сложных проблем взаимодействия театра и истории — «ложной объективности». В анонсе события сказано: «История — это не только события, но и их оценки, конкретные судьбы людей. Нет идеально верной картины прошлого, есть пересечения разных точек зрения. Может ли тогда театр вообще использовать историю? Может ли позиция, которую справедливо назвать „объективной“, быть представленной не только в архиве, но и со сцены?».

Организаторы предполагают провести пять встреч с теоретиками и практиками театра — исследователями, критиками, режиссёрами и драматургами. Раз в месяц в Музее истории ГУЛАГа спикеры будут вместе со зрителями размышлять о проблеме памяти в современном театре, российском и мировом. Они попробуют исследовать эту тему в разных аспектах — и с разных точек зрения. В частности, предполагаются беседы о том, какое место в публичном искусстве театра занимает личный опыт героя и автора, какую роль в создании пьесы и спектакля может играть документ и как работает с памятью жанр автофикшна, какую оптику предлагает театр, когда исследует прошлое, обращаясь к социальной и национальной проблематике.

Вход на завтрашнюю лекцию Алёны Карась — бесплатный по предварительной регистрации на сайте Музея истории ГУЛАГа. Кроме того, будет организована онлайн-трансляция на YouTube-канале музея — видео будет доступно по ссылке. Начало в 19.00 по московскому времени.

Комментарии
Предыдущая статья
Жанна Зарецкая про иркутские истории с участием Пушкина, Толстого и Федора Михайловича 02.11.2022
Следующая статья
В Тюмени пройдёт фестиваль современных национальных театров 02.11.2022
материалы по теме
Новости
Премия Casta Diva назвала имена лауреатов за 2023 год
Российская оперная премия Casta Diva подвела итоги 2023 года. В этот раз жюри не стало присуждать премию в номинации «Спектакль года», зато выбрало трёх лучших артистов.
Блиц
Горячее сердце: Жанна Зарецкая памяти актера и продюсера Юрия Ваксмана
В День театра в Ярославле в возрасте 62 лет умер мой большой друг, создатель и директор Камерного театра под руководством Владимира Воронцова, основатель киностудии «ЯрСинема» Юрий Ваксман. Это был огромный в плане габаритов и масштаба личности человек с ясно-голубыми, всегда…