16 и 17 июля в Камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» пройдёт премьера оперы Винченцо Беллини «Норма» в постановке художественного руководителя Юрия Александрова. Об этом сообщается на сайте театра.
Либретто «Нормы» было написано Феличе Романи в 1831 году на сюжет популярной в то время трагедии Александра Суме «Норма, или Детоубийство». В её основе — история о разладе любовного союза жрицы друидов Нормы и римского завоевателя Поллиона.
«К работе с этой оперой я подошёл, прежде всего, как классический музыкант, — прокомментировал режиссёр Юрий Александров в разговоре с пресс-службой театра. — Для меня главное исполнить музыку Беллини так, как задумал сам автор произведения, донести до зрителя смыслы, вложенные композитором. Это великая музыка, заключающая в себе глубину человеческих чувств и переживаний.
Всегда актуально то, что связано со страданиями человека. В этой опере, несмотря на наивность подачи материала, заключён огромный драматизм. Здесь человечное становится во главу угла, поэтому история эта очень непростая, запутанная. Мне кажется, опера „Норма“ — очень сегодняшний материал, потому что я не могу сказать, что здесь побеждает доброе начало. Побеждает страдание. Сейчас весь мир испытывает страдания, и мы не можем не откликнуться на это».
Дирижёр постановки Александр Гойхман также рассказал на сайте о своём подходе к спектаклю: «Опера „Норма“ считается вершиной bel canto. Она проникает в душу, в самое сердце. Особенно некоторые сцены. К примеру, сцена с попыткой убийства детей — она даже мужчин трогает до слез.
Такого женского собирательного образа, квинтэссенции женского начала, пожалуй, нет ни в одной другой опере. Хотя женщине посвящено множество опер, но такой палитры чувств, эмоций, философии, дикого звериного нутра и в то же время — нежнейших чувств — больше нет нигде.
Беллини — это прежде всего мелодия. В „Норме“ всё посвящено ей, мелодия — это продолжение души. Зрителю интересно будет наблюдать за поведением Нормы. Она абсолютно не логична. У героини меняются чувства и эмоции в каждой сцене. То любовь, то ненависть, то гнев, то жажда мести и убийства, то дружба, то предательство — всё в одной женщине. Недаром Мария Каллас так любила эту партию. В Норме сосредоточено всё, что есть в женщине».
Сценограф оперы Вячеслав Окунев отметил: «„Норма“ — одна из любимых моих опер. Хотелось найти пространство, которое меняется вместе с музыкой, дышит и трансформируется. Главное, что хотелось для себя определить — стиль спектакля. Сохранилось мало иконографических материалов о друидах, и мы сочинили своеобразное фэнтези на тему античности и друидов. В декорационных мастерских театра придумали, как сложить пазл из сложных перемещений наших декораций, нашли замечательные фактуры. Также нам удалось сконструировать очень подробные костюмы, напоминающие артефакты раскопок».
Юрий Александров закончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист, затем — факультет музыкальной режиссуры (класс Слуцкой). На сцене Мариинского театра поставил спектакли «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Мавра» Стравинского, «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Нос» Шостаковича, «Мазепа» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова и другие.
В 1987 году Александров основал Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Среди его постановок оперы «Белая роза» Удо Циммермана, «Игроки-1942», «Антиформалистический раёк» и «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Адриенна Лекуврёр» Франческо Чилеа, «Русская тройка, семёрка, туз» по произведениям Гоголя на музыку русских композиторов, «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена и многие другие. Режиссёр многократно становился номинантом и лауреатом театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит».
Напомним, 18 и 19 декабря 2020 года в «Санктъ-Петербургъ Опера» прошла премьера оперы «Электра» Рихарда Штрауса в режиссуре Александрова.