Сегодня, 23 января, в бельгийском театре NTGent пройдёт премьера спектакля Тьяго Родригеса «Никакого йогурта мертвецам» (No Yogurt for the Dead). Авторская постановка португальского режиссёра станет шестой работой цикла «История(и) театра».
Напомним, «мифический сериал» под общим названием «История(и) театра» начался в 2018 году со спектакля тогдашнего художественный руководителя театра NTGent Мило Рау «Репетиция». Эту работу благодаря фестивалю NET — Новый Европейский Театр видели и российские зрители. Название цикла, который Рау задумал и продолжает курировать по сей день, — оммаж знаковому проекту Жана-Люка Годара «История(и) кино». После «Репетиции» в NTGent были созданы ещё четыре постановки разных форм и жанров, ставшие продолжением «мифического сериала», — спектакли Фаустина Линекулы, Анхелики Лидделл, Мит Варлоп и Тима Этчелса. Работа руководителя Авиньонского фестиваля Тьяго Родригеса будет шестой «серией» проекта.
Постановка режиссёра посвящена памяти его отца, известного журналиста Рожерио Родригеса. Умирая в больнице, тот ежедневно вёл записи, создавая свою последнюю газетную статью — о личном опыте неизлечимо больного и о том, чему он в это время был свидетелем. Однако после его смерти в блокноте обнаружились лишь немногочисленные линии, точки и абстрактные чёрточки, похожие на детские каракули, — ни единого слова, за исключением заголовка, ставшего названием спектакля: No Yogurt for the Dead. Тьяго Родригес хочет в своей постановке представить и показать не написанные отцом страницы.
«Смешивая воспоминания, песни или отрывки из отцовских сочинений, режиссёр конструирует спектакль, который стремится стать маленькой победой над смертью, — сказано в анонсе премьеры. — Каждая сцена этой театральной инсталляции — игривая вариация на тему прощания. Сцена превращается в сюрреалистический пейзаж, где больничные кровати скользят по ледяному морю — метафоре жизненных волнений. В сопровождении музыки и поэзии — азбуки театра, который находит причины для радости даже в самой печальной истории».
В интервью пресс-службе театра Тьяго Родригес сказал, что не считает правомерным называть премьерную постановку оммажем или данью уважения отцу, поскольку соединяет в ней реальные факты с вымыслом. «Более всего этот спектакль — стремление найти теплоту, человечность и даже радость в воспоминании о тех, кого мы любили, — говорит режиссёр. — Великий Хайнер Мюллер сказал: когда мы занимаемся театром, то ведём диалог с мёртвыми. Над этой постановкой я работаю вместе со своим отцом. Так же, как раньше я работал с Чеховым, Толстым или Вирджинией Вулф».
На фото — сцены из спектакля «Никакого йогурта мертвецам» © Michiel Devijver / www.ntgent.be