В Нижнем Новгороде пройдёт первый фестиваль независимых театров

Нижегородский Центр театрального мастерства (ЦТМ) анонсировал девять участников конкурсной программы фестиваля «Театральная стрелка». Это первый в стране фестиваль независимых театров. Среди участников — самые известные представители движения независимых театров — о том, насколько многообразно это явление в современной России и особенно вне столиц, журнал ТЕАТР. рассказывал подробно — ему был посвящён весь № 35 «География независимости».

Остроумное название фестиваля соединяет обещание диалога с нижегородской топографией: «стрелка» как место встречи и разговора звучала бы лишь иронично, однако Стрелка — место впадения Оки в Волгу, природная «достопримечательность», ставшая структурно, исторически и пространственно образующим элементом города. Организаторы «Театральной стрелки» ссылаются на эту двойственность названия как на двойственность восприятия театра и культуры в целом: единство живого, остросовременного разговора и органичного ощущения себя в пространстве — собственного города и культуры в полном историческом объёме.

В огромной степени это объединяет и участников фестиваля, который пройдёт в Нижнем Новгороде в апреле. Два спектакля приедут из Москвы — моноспектакль Василия Буткевича «СОНМ» («Мастерская Брусникина») и спектакль «Номер шестой» по «Палате № 6» («ROOM Театр», команда выпускников ГИТИСа и Щепкинского института). Санкт-Петербург будет представлен «Невидимым театром» Семёна Серзина — в программе постановка по пьесе Дмитрия Богославского «Любовь людей».

Остальные театры-участники также не нуждаются в особом представлении — казанский «Угол» (спектакль «Копеподы. Путь. Исследования»), ростовский «18+» (спектакль «Хроники Макбета. Короли подъезда»), екатеринбургская театральная платформа «В Центре» (спектакль «Шпаликов»), ижевская театральная компания Les Partisans (спектакль «Деликатес. Удмуртская история преступлений», представленный в программе «Театральной стрелки», через несколько дней сыграют в Москве на «Золотой маске» — в рамках программы «Маска Плюс»), краснодарский «Один театр» (спектакль «С_училища») и уфимский проект The ТЕАТР (спектакль «Солнечная линия»).

Художественный руководитель ЦТМ Евгений Пыхтин рассказал журналу ТЕАТР. о том, как формировалась программа «Театральной стрелки»: «ЦТМ существует три года, третий сезон, и когда это пространство мной задумывалось, я основывался на том, что в Нижнем Новгороде не происходило ничего такого активного, актуального, честного: в попытках поиска информации мне приходилось ездить в Москву или искать её где-то вне города. Всегда было желание какой-то лабораторности, и когда мы открыли ЦТМ, то начали сотрудничать с Виктором Анатольевичем Рыжаковым, с ЦИМом — и построили „мост“ с Москвой, с этим информационным потоком. После ряда мероприятий возникла идея сделать что-то более масштабное. А мы всегда хотели привозить какие-то команды, делать обмен, расширять границы возможностей ЦТМа и вообще знакомства… Когда мы увидели, что проходит приём заявок на президентский грант, то вспомнили об идее фестиваля (грант в итоге мы выиграли).

Заявок на „Театральную стрелку“ было подано 46 — из разных городов, совершенно разный статус у театров: были и любительские команды, и детские, подростковые… Были сложные технические спектакли, был и театр кукол… Но всё это — независимые театры. Есть совершенно удивительные, потрясающие спектакли, есть послабее, но мы стараемся уделить внимание всем, мы рады, что желающих такое количество. Конечно, нам очень сильно помогает Елена Ковальская, она советовала какие-то команды…

Принцип отбора — мы занимаемся современным театром, мы исследуем современный театр. Мы знакомимся с ним — потому что в городе до Центра театрального мастерства — ну, на мой взгляд — не было современного театра. Были какие-то попытки. Но сотрудничество с тем же ЦИМом и с разными режиссёрами привнесло движение современного актуального театра. И при отборе мы смотрели на актуальность, на честность, на решения — и, что главное для меня: чтобы это было исследованием: есть ли какой-то диалог — а общение может быть совершенно на разные темы… И в общем — конечно, важно, если спектакль цепляет, если есть форма, какое-то своё лицо».

Помимо спектаклей, в рамках «Театральной стрелки» пройдёт ряд мастер-классов, читок, перформансов в интересных городских локациях и другие специальные события, программа которых пока уточняется.

Нижегородский Центр театрального мастерства — экспериментальная театральная площадка, единственная в своём роде. Внимание ЦТМа сфокусировано на поиске новых форм и на работе с современной драматургией, а также на знакомстве нижегородцев с тем и другим. Это первая независимая площадка в городе — в ЦТМ вошли камерные театры Нижнего Новгорода, в пространстве ЦТМа они продолжают выпускать самостоятельные работы, однако основное направление деятельности ЦТМа — собственные проекты.

Фото с сайта rutraveller.ru.

Комментарии
Предыдущая статья
Фестиваль “Твой Шанс” объявил афишу 01.03.2019
Следующая статья
КАРО. Арт расскажет, как надо смотреть оперу 01.03.2019
материалы по теме
Новости
На екатеринбургскую «Точку сборки — 2024» привезут спектакли Каландаришвили, Слащёвой, Джавадова
С 1 по 5 ноября в Екатеринбурге пройдёт Всероссийский фестиваль профессиональных независимых театров для детей и подростков «Точка сборки». В программе — десять спектаклей из разных российских городов, лекции, книжная точка и другое.
Новости
На «Пушкин_фест» в МТК приедут петрушки, марионетки, «ожившие скульптуры»
Сегодня, 22 октября, в Московском театре кукол (МТК) открывается «Пушкин_фест». В афише смотра, который продлится до 26 октября, — 11 спектаклей для детей и взрослых на основе пушкинских текстов и биографии поэта.