В Театре кукол Республики Карелия сыграют «невольную комедию» крепостных

На фото — момент репетиции спектакля «Русский водевиль» © соцсети Театра кукол Республики Карелия

Завтра, 3 декабря, в петрозаводском Театре кукол Республики Карелия пройдёт премьера спектакля Игоря Казакова «Русский водевиль» (16+) по трём пьесам Ивана Крылова.

О том, что Иван Крылов был не только баснописцем, но и автором десятка комедийных пьес, знают почти исключительно историки театра. Отчасти это связано со спецификой жанра — водевили и комические оперы, популярные на рубеже 18-19 веков, со временем практически сошли со сцены. Режиссёра петрозаводской премьеры Игоря Казакова заинтересовал как раз забытый жанр, и не только в связи с его сценическими особенностями и возможностями, но и в связи с другим явлением — крепостным театром. Именно поэтому жанр спектакля «Русский водевиль» Казаков обозначил как «невольную комедию».

В постановке объединены три одноактных пьесы Крылова, которые будут играть в порядке их написания. Главные герои первой, «Кофейницы», — влюблённые крепостные, свадьбу которых пытаются расстроить с помощью гадалки на кофейной гуще. Вторая, комическая опера «Бешеная семья», — история о том, как несколько поколений женщин из одной семьи пытались произвести впечатление на молодого человека в надежде на брак. Третья, «шутотрагедия» «Подщипа», — синтез фарса и традиций народного театра с канонической трагедией классицизма. Эта пьеса написана александрийским стихом, действующие лица — короли, принцы и царевны, но все они гротескны и зачастую пародийны.

О том, как выстраивается драматургия спектакля и чем сегодня интересен «русский водевиль», Игорь Казаков подробно рассказал местному порталу «Последний понедельник»: «Это постановка, в которой много реминисценций, отсылок к разным жанрам, большей частью к оперетте, к театральным штампам… Скорее, это даже полноценная ироничная пародия, организованная в традициях площадного театра. Сам автор, Иван Андреевич Крылов, очень любил народную культуру, разные потехи, скоморошину, площадные представления, кукольные спектакли. Поэтому и у нас в спектакле зрители увидят яркое, масштабное зрелище, с огромным количеством персонажей, декораций, кукол. И максимально логично, что это пародия, ведь мы в театре кукол, а кукла уже сама по себе пародия на человека.

Я изучал историю крепостного театра в России, и меня заинтересовал один парадокс. Тогда на русскую почву пытались привить французские нравы, в крепостных театрах брались всякие водевили, которые были наполнены не только комичными куплетами. Постановки транслировали идеи гуманизма. Например, частенько со сцены провозглашались высокие нравственные идеи Дидро. В этом и заключался парадокс: глашатаями высоких идей были крепостные артисты, которые за неточное, неправильное исполнение роли подвергались жёсткому физическому наказанию. Николай Лесков в произведении „Тупейный художник“ „воспевает“ сиятельного графа Каменского. Это реальная историческая фигура, у него действительно был театр, в труппе которого играли крепостные актёры. Человек он был взбалмошный, самодур, странный и достаточно жестокий. Делал с артистами всё, что заблагорассудится: хотел — бил плетьми, хотел — сажал на цепь в холодный подвал. Словом, творил с подневольными артистами всякие эксцентричные штуки. И мне пришла в голову идея сделать спектакль о крепостных актёрах, которые разыгрывают смешные истории „со слезами на глазах“. Так оформилась затея с постановкой, в которой всё идёт „не так“, где существует огромная свобода для импровизации, для разных курьёзов, театрального хулиганства, но при этом над актёрами нависает „дамоклов меч“, потому что сам помещик присутствует на представлении. И жанр я сформулировал открыто, без прикрас — комедия, которую разыгрывают невольники, веселье в кабале. И всё это происходит в форме водевиля.

Водевиль всегда отражал суть времени, это взгляд на происходящее в современности через иронию, местами через сарказм и даже сатиру. Немногие об этом знают, но у Крылова есть сатирические пьесы со смешными ситуациями, написанные местами странным, но очень потешным языком. И самое важное, что в его пьесах есть всё, что отвечает моему замыслу — и крепостные, и большие идеи. По сути пьесы Крылова — о любви, о справедливости, он был гуманистом. Классический водевиль — это дивертисмент, „нарезка“ из куплетов, трюков, разных номеров: собачки, пудели, мишки. Наш спектакль — это „окрошка“ из пьес, из курьёзных ситуаций, из комичных положений, в нём множество песенок. Он должен получится гомерически смешным и немножко страшным, такая смехотерапия. Пьесы, взятые в основу спектакля, про разное, но они едины по духу. Например, пьеса „Подщипа“ — про то, что мир уже не является мужским. Я ставлю „Подщипу“ именно об этом: как сатиру о мужской слабости, инфантилизме, мягкотелости. Женщины здесь гораздо более сильны духом, они, в отличие от мужчин, готовы брать на себя ответственность. И если проследить за мужскими ролями во всех трёх пьесах, то замечаешь некую тенденцию: из грозного, величественного „героя“ в первой пьесе мужчина сдувается до „морального лилипута“ в финале, в котором практически не остаётся уже ничего мужского и точно ничего героического».

Сценографию, «пародирующую стиль оперного театра», и «смешных, нелепо серьёзных кукол» создаёт художник Екатерина Шиманович. Также в постановочной команде «Русского водевиля» — композитор Антон Ледовский и художник по свету Дмитрий «Митрич» Зименко. В спектакле будет занята вся труппа Театра кукол Республики Карелия.

Комментарии
Предыдущая статья
Чеховский фестиваль — 2025 объявил программу 02.12.2024
Следующая статья
Хаматова и Ауг в эстонской премьере поспорят из-за благотворительного фонда 02.12.2024
материалы по теме
Новости
В Театре кукол имени Образцова показывают школьный хоррор
С 1 по 5 декабря в Арт-клубе Театра имени С.В. Образцова проходят премьерные показы спектакля Марселя Смердова и Лары Бессмертной «Извините, можно выйти?» (12+). В основе пьесы – истории подростков, принявших участие в лаборатории театра.
Новости
В Нижегородской опере «Золушку» поместят в эпоху «Великого Гэтсби»
С 5 по 8 декабря в Нижегородском театре оперы и балета имени Пушкина пройдёт премьерный блок показов «Золушки» (12+) Россини в постановке Игоря Ушакова. Дирижёр-постановщик спектакля – Дмитрий Синьковский.