Завтра, 26 декабря, в Московском театре «Современник» в рамках проекта «Поиск» откроется выставка «Нельзя искусственно страдать».
Напомним, проект «Поиск» — мультижанровый марафон, начатый по инициативе младшего поколения артистов «Современника» в начале прошлого театрального сезона. В рамках «Поиска» не только ведётся лабораторная работа на сугубо театральной территории (молодые режиссёры готовят показы эскизов и читки пьес), но и проходят события, объединяющая театр с другими видами искусства — литературой, кино, изобразительным искусством. В частности, в конце прошлого сезона на Другой сцене «Современника» проходила интерактивная выставка «Театр начинается с палки», созданная сценографами — учениками ГИТИСовского курса Дмитрия Крымова.
В этом году выставка, подготовленная молодыми сценографами (в том числе студентами ГИТИСа), пройдёт в основном здании театра, причём вместе с ней откроется новое пространство «Современника» — Арт-фойе. Напомним, открыть музейное пространство в зрительской части театра «современниковцы» обещали ещё в дни возвращения на Чистые пруды, которое прошло год назад. В связи с этим, однако, на сей раз она будет доступна только посетителям спектаклей Основной сцены театра (с 18 часов и до конца антракта).
«Нельзя искусственно страдать» — выставка, отправной точкой для которой стала востребованная сегодня тема художественного и человеческого диалога поколений: впрямую тот же диалог, например, проходил в недавно показанном фильме «Избранники», где участвовал в том числе и Валентин Гафт, с которым разговаривал актёр «Гоголь-центра» Александр Горчилин. В случае с «современниковской» выставкой диалог ведётся на уровне художественных образов и темой его становятся мировоззренческие и эстетические вопросы.
Напомним, Валентин Гафт — не только «живая легенда» сцены театра «Современник». Актёр также широко известен как автор стихотворений, эпиграмм и других литературных сочинений, многократно издававшихся: в частности, в уходящем году в издательстве «Эксмо» вышла книга «Избранное. Стихотворения, пьеса, эпиграммы». Организаторы выставки «Нельзя искусственно страдать» поясняют, что молодые художники не ставили перед собой задачи «проиллюстрировать» поэтические тексты Гафта, а искали пространственное решение для попадания в авторскую интонацию и точки соприкосновения с ней.
Организаторы приводят описание работ, составляющих новую выставку: «Валида Кажлаева в инсталляции „Занавес“, отталкиваясь от одноимённого короткого стихотворения Валентина Гафта, где говорится о рождении и смерти человека театра, размещает на внутренней стороне стеклянной столешницы компактную карусель с лошадками.
Восьмистишие „Музыка Генделя“, в котором поэт увязывает в единую систему флейту композитора и фигуры художника Модильяни, рождают в живописной инсталляции Ирины Бринкус эпические образы эпохи Возрождения, обогащённые элементами сюрреалистического мировоззрения.
„Я строю мысленно мосты“, ― так начинается по-гафтовски лаконичное и очень изящное и грустное стихотворение. Денис Ермолов в работе „Мосты“ использует прием „переворачивания мира“, замены земного на небесное и обыденного на фантастическое.
Алёна Грек основывает работу „Сны“ на воспоминаниях Валентина Гафта о военном детстве — иногда жёстких, но, как это всегда у него бывает, наполненных трогательными мелочами. Так возникло проволочное „конфетное“ дерево».
Выставка, кураторами которой являются искусствовед и арт-критик Дмитрий Буткевич и актёр «Современника» Шамиль Хаматов, будет действовать до 8 февраля включительно.