Лауреатом престижной театральной премии стал актёр, перформер, дрэг-квин, автор и исполнитель песен, драматург и режиссёр Тейлор Мак.
Международная премия Ибсена — награда, учреждённая в 2006 году (к столетию со дня рождения драматурга) правительством Норвегии. Лауреатов определяет интернациональное жюри (одним из членов жюри с 2014 года является Роман Должанский). Награда — «театральный Нобель» с крупнейшим в мире денежным содержанием (2,5 миллиона норвежских крон — около 230 000 евро по текущему курсу) — вручается за выдающийся вклад в театральное искусство. При этом достижения лауреата могут быть никак не связаны с творчеством или эстетическими взглядами Генрика Ибсена, но должны нести в себе «новые художественные измерения». Ранее лауреатами Ибсеновской премии становились Питер Брук, Ариана Мнушкина и «Театр дю Солей», Юн Фоссе, Хайнер Гёббельс, Петер Хандке, компания Forced Entertainment и Кристоф Марталер.
Восьмой лауреат премии, Тейлор Мак, получил её за соединение несоединимого и утверждение взаимосвязи между различными явлениями, взглядами, позициями. В частности, решение жюри гласит: «В мире нарастающей поляризации и разделения Тейлор Мак создаёт работы, демонстрирующие потенциал театра в способности объединить зрителей, найти связи между ними и в размышлении о том, как мы относимся к культуре в её многообразных и различных формах, а также о том, что значит объединяться в сообщества творчески, этически и политически с помощью спектакля, представления, перформанса».
Организаторы напоминают, что Тейлор Мак недаром именует себя «коллажистом» — его творчество объединяет кабаре и commedia dell’arte, дрэг-культуру, античную драму и современный музыкальный театр. С первых шагов в искусстве, дрэг-опытов, Мак настаивает на искусстве без границ, соединении и взаимопроникновении красоты и гротеска как неотъемлемого принципа творчества. Маргиналы — не только эксцентрики, но в принципе «обочинные» по отношению к мейнстриму явления и художники — в работах Мака не просто перемещаются с периферии в центр культуры, но и определяют ракурс, точку зрения на культуру как таковую: это не сострадательный взгляд на «неудачников», а их собственная, нетривиальная точка зрения.
Среди недавних и наиболее заметных работ Мака — «24 десятилетия истории популярной музыки», 24-х-часовое шоу, рассказывающее историю США с 1776 по 2016 годы через хиты каждого исторического периода. За эту работу Мак был номинирован на Пулитцеровскую премию, а в 2019 году «24 десятилетия…» участвовали в Berliner Festspiele. Ещё одна яркая работа Мака — недавняя премьера и первая постановка на Бродвее (семь номинаций «Тони»), спектакль «Гари (Hary): сиквел к „Титу Андронику“». Это воплощённая въяве идея выхода «маргиналов в центр», история эпизодического персонажа, которого в самой кровавой пьесе Шекспира («Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык — таков инвентарь ужасов, наполняющих эту трагедию», — писал шекспировед Аникст) казнят, едва он успевает появиться. Мак даёт этому герою фантастическую возможность выжить — при условии, что он станет одним из уборщиков трупов в кровавой бане шекспировского сюжета. С точки зрения уборщиков трупов и рассказана история-«сиквел».
«Работы Мака описывают как акт противостояния всякой категоризации, — гласит пояснение на сайте премии, — в основе его деятельности — исследование разнородности (гетерогенности), расхождений и неоднозначности».