25, 26 и 27 октября на Малой сцене Театра Наций пройдёт премьера спектакля Светланы Земляковой «Наташа» по пьесе Марины Крапивиной.
Для Светланы Земляковой «Наташа» станет второй работой в Театре Наций. Первая, «Любовницы» по роману Эльфриды Елинек, появилась на той же Малой сцене в конце 2018 года и по сей день остаётся в репертуаре театра. Любопытно, что предстоящая премьера основана на нетипичном для Земляковой материале: как правило, она работает с прозой, а не с драматургией. В частности, романы стали основой уже упомянутых «Любовниц» и бесспорного хита прошлого сезона — спектакля «Генерал и его семья» в Вахтанговском театре.
Однако пьеса Марины Крапивиной «Наташа» отчасти связана с традиционными представлениями о прозе. Прежде всего, потому, что написана в 2020 году на «Дисциплине» — так называемой «фабрике нарративного театра», проекте новосибирского «Старого дома». Своей задачей «Дисциплина» считает возрождение интереса к сюжетной (нарративной) драматургии с узнаваемыми героями и ситуациями, создание своеобразной театральной альтернативы Netflix’у. Кроме того, сюжет «Наташи», как подчёркивают создатели премьерной постановки, связан с одним из известнейших текстов русской классики — повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Впрочем, ещё одна прямая ассоциация, заложенная в пьесе, связана не с прозой, а с чеховскими «Тремя сёстрами».
На фото — Илона Гайшун на репетиции спектакля «Наташа» © Ира Полярная
«Наташа» Крапивиной — история вторжения в жизнь «интеллигентной столичной семьи Кирилловых, высокомерной, пассивной и непрактичной», как сказано в анонсе, заглавной героини пьесы — молодой энергичной «провинциалки с тяжёлым прошлым». Театр отмечает, что для московской постановки драматургом была создана новая редакция пьесы, причём у этого варианта изменено название: «Наташа» превратилась в «Абулию». Абулия — «медицинский термин, который означает синдром отсутствия воли и описывает всё, что происходит с семьёй Кирилловых под натиском Наташи, про которую мы до конца не понимаем, говорит она о себе правду или сочиняет свою биографию», — сказано в пресс-релизе.
В анонсе говорится об «элементах абсурда» в пьесе Крапивиной, которые подсказали режиссёру «балаганную эстетику постановки». Сама Светлана Землякова комментирует решение так: «В этой пьесе часто возникают моменты, когда персонажи, как в пьесах Ионеско, намереваются поговорить друг с другом, но, зацепившись за какое-то слово, уходят от него так далеко, что забывают первопричину разговора и устраивают ссору, которая вовсе не предполагалась. Мне очень нравится, что в финале Наташа не пребывает в ощущении победителя. В ней, как в леди Макбет, поселяется колоссальная тревога — она же ждёт ребенка! Поэтому пожар, который когда-то случился в жизни Наташи, настигает её в финале. Несколько раз она произносит фразу: „Окурки, пахнет дымом“. Это предвосхищение беды, которая всё равно где-то притаилась».
На фото — Алёна Разживина и Александр Девятьяров на репетиции спектакля «Наташа» © Ира Полярная
Соавтором Земляковой в создании «балаганной» истории о «чеховской Наташе в современной Москве» стала ученица Дмитрия Крымова, художница Екатерина Злая. Созданные Злой арт-объекты, связанные со спектаклем и с тем, «какой женский тип открывают писатели и драматурги, называя своих героинь Наташами уже больше двухсот лет», составят выставку в фойе Малой сцены, приуроченную к премьере. Также в числе экспонатов будет представлена «маска Наташи», созданная художником Дмитрием Шабалиным, который специализируется на создании объектов-масок и исследовании этого феномена в истории и культуре. Также в постановочной команде «Наташи» — художник по свету Сергей Васильев и художник по видео Екатерина Чебышева.
Заглавную роль в премьере сыграет актриса «Сатирикона» Алёна Разживина, впервые участвующая в постановке Театра Наций. Также в числе артистов, дебютирующих на этой площадке, — актёр РАМТа, лауреат «Золотой Маски» Александр Девятьяров. Помимо них, в спектакле заняты Наталья Павленкова, Илона Гайшун и Леонид Тимцуник (все трое играют также в «Любовницах»), Станислав Беляев, Николай Мачульский и Анна Воркуева.