Сегодня и завтра, 23 и 24 ноября, в Театре на Таганке (площадка «Сцена на Факельном») пройдёт премьера спектакля Эдгара Закаряна «Мой бедный Марат» по одноимённой пьесе Алексея Арбузова.
«Мой бедный Марат» вырос из эскизной работы, представленной на лаборатории «Ликбез», посвящённой советской драматургии. Ученик Андрея Могучего Эдгар Закарян обратился к пьесе, написанной в 1964 году и уже ставшей классикой. Участниками камерной постановки стали недавно вошедшие в труппу театра однокурсники Максим Михалёв и Иван Лоскутов (оба в 2012 году окончили Щепкинское училище) — они сыграют Марата и Леонидика соответственно.
На роль Лики была приглашена молодая актриса Анастасия Лазукина — на момент показа эскиза студентка курса Александра Коручекова в ВШСИ, а ныне также артистка Театра на Таганке. Любопытно, что первой её премьерой в новом статусе стала главная роль в другом спектакле, выросшем из «Ликбеза», — «Причале» Сергея Тонышева по одноимённому сценарию Геннадия Шпаликова.
О сходстве и разнице между двумя героинями, работе с Эдгаром Закаряном и актуальности пьесы Арбузова Анастасия Лазукина рассказала нашей редакции: «Катя в “Причале” и Лика – для меня абсолютно разные героини. Они перекликаются, наверное, близким возрастом, но Катя в нём проходит историю “от и до”, а у Лики есть градация (у Арбузова между актами проходят 3 года и ещё 13, у нас в спектакле 3 и 3) – как меняется личность. У Кати в 1960-м году нет такого обстоятельства, как война. А Лика на протяжении всего времени теряет людей, причём их не так много вообще встречается на её пути, и смерть человека для неё – большое потрясение. Но её как будто не способно ничто уничтожить – я думала о том, могли ли у неё быть мысли о самоубийстве, но это очень сильный человек. И, как бы это ни звучало, русский человек – ведь через всю литературу, которую мы изучаем и читаем, проходит эта отличительная черта: терпение и сила духа, которые есть в Лике.
Промофото спектакля «Мой бедный Марат» © пресс-служба Театра на Таганке
Понятно, что события в пьесе перекликаются с нынешними. Но мы не апеллировали к ним в формате “вот в этом наша актуальность”, а брали в расчёт самочувствие персонажей. Нашему режиссёру, прекраснейшему Эдгару Закаряну, было важно изучить, как в таких нелёгких обстоятельствах люди остаются собой, сохраняют себя, несмотря ни на что. Как находят спасение, и радость, и любовь друг в друге. На репетициях Эдгар делился с нами историями из своей жизни, они нас и заряжали, и размазывали: после того, что он сказал, ты не имеешь права не сделать так, как нужно, не впустить это в себя. Вот есть обычная кухня, а есть молекулярная, и здесь была – молекулярная. Она тонко, аккуратно собрана, но при этом получилась лёгкая – в смысле, понятная – история. Хотя, читая и разбирая, мы погружались очень глубоко и разгадывали там невероятные ребусы.
Самыми счастливыми герои пьесы были как раз в годы войны, когда они были друг у друга. И это очень важная тема – необратимость, невозвратимость детства, “хорошо там, где нас нет”. Мне кажется, в этом тоже есть актуальность: сейчас людей бросает в разные стороны, у всех есть потребность в любви, желание быть счастливым и любимым, и так много обжигаются, бросают, уходят, разводятся… Для меня вообще эта история – про любовь на всю жизнь. Божественную, ничего не требующую любовь – несмотря ни на что и вопреки всему, включая взросление, опыт и привычку. Про несломленность. Марат ушёл, а Лика верила и знала, что он вернётся. И в финале спектакля – светло, больно и абсурдно: вот оно, счастье, пришло, и оно здесь – а что теперь с этим делать?.. Любовь, для меня, по крайней мере, — это не когда тебе взаимно отвечают. Это благодарность человеку за то, что он подарил любовь, и ты имеешь право и возможность её внутри чувствовать».
Сам Закарян говорит о замысле спектакля так: «Пережитые в юношеском возрасте тяжёлые дни формируют и определяют личность человека. Мы наблюдаем за внутренними противоречиями и метаниями героев: от полного отчаяния до просвета в осознании, от осмысления трагичности судьбы до душевной гармонии. Но после такого тяжёлого пути, как ни странно, человек становится более чутким и тонким. Начинает ценить жизнь: как свою, так и чужую».
Помимо режиссёра, над премьерой работают Филипп Штейн — художник и, вместе с Дмитрием Лаврущиком, видеохудожник, — а также автор звукового дизайна Владимир Фещенко.