Завтра, 8 декабря, на Основной сцене петербургского Большого театра кукол пройдёт премьера спектакля Руслана Кудашова «Небеса, по которым мы так тоскуем» (16+).
Книгу «Небеса, по которым мы так тоскуем» (Heaven, the Heart’s Deepest Longing) американский философ и теолог Питер Крифт написал в конце 1980-х. Этот трактат о надежде, ставший для многих читателей источником ответов на животрепещущие и весьма современные вопросы, был переведён на русский в начале 2010-х Натальей Трауберг. «Небеса…» были изданы вместе с другой работой Крифта, написанной почти в то же время, — «Три толкования жизни» (Three Philosophies of Life, 1990). Именно с этим фактом связана «закономерность» обращения Кудашова к тексту Крифта: знаменитая «библейская трилогия» главного режиссёра БТК в большой мере является театральной интерпретацией «Трёх толкований жизни».
Три «толкования» (или «философии») рассмотрены у Крифта на ветхозаветных примерах: первая глава — «Екклесиаст (жизнь как суета)», вторая — «Иов (жизнь как страдание)», третья — «Песнь Песней (жизнь как любовь)». Кудашов исследовал в БТК все эти «толкования»: в 2012 прошла премьера «Екклесиаста», в 2013-м — «Книги Иова», а в 2014-м — «Песни Песней». Спектакли образуют так называемую «ветхозаветную трилогию». Вернулся к библейским образам Кудашов лишь в 2021 году, выпустив постановку «Обратная сторона древа» — «авторскую ретроспективу» ветхозаветной истории, основанную на сочинённой самим режиссёром поэме.
Однако в связи с авторством Крифта именно «Небеса…» можно считать прямым продолжением библейской трилогии. В соцсетях БТК рассказал, что прочитать книгу американского теолога Кудашов рекомендовал ученикам — артистам театра — несколько лет назад. Следуя логике автора, неизменно ведущего диалог с представителями мировой культуры, создатели спектакля сделали героями постановки архетипических и знаковых персонажей из разных эпох. Так, Михаил Ложкин сыграет в премьере Блудного сына, Алесь Снопковский — Дон Кихота, Анна Сомкина — Гертруду, Наталья Сизова — Суламиту, Лидия Клирикова — Жанну Д’Арк, Вадим Белопухов — Акакия Акакиевича, а Сергей Беспалов — Франциска.
О замысле спектакля Руслан Кудашов рассказывает так: «Каждый совершает своё дефиле, своё путешествие, свой путь. Остаёшься ли ты верным себе на этом пути, меняешь ли мир к лучшему, обретаешь ли себя? Спектакль-напоминание о силе духа, о выборе, о свободе во время тотального расщепления личности». Жанр постановки обозначен как «миракль-дефиле» (напомним, миракль — один из жанров средневекового религиозного театра, иногда называемый «пьесами о чудесах»).
В качестве описания спектакля на сайте БТК опубликована цитата из книги «Небеса, по которым мы так тоскуем»: «Все ищут счастья, исключений нет, однако все жалуются, что не находят его. Такая долгая и безусловная проверка, казалось бы, могла убедить нас, что мы не способны достигнуть счастья собственными силами, что бездонную пропасть заполнит только бесконечное. Ключевой вопрос тут в том, можно ли страдать — и быть счастливым. В современном, субъективном смысле — нельзя (если ты не мазохист); в древнем, объективном — можно. Страдание даёт мудрость, а без мудрости нет счастья. В сердце вы найдёте не само небо, но стезю к небу. Небеса бесконечно больше сердца. В сердце вы найдёте не само небо, но перст, указующий на небо. В сердце вы найдёте не само небо, но его образ, очертания, тень, неутолимую тоску».
Вместе с Русланом Кудашовым над премьерой работает его постоянный соавтор, главный художник БТК Марина Завьялова, а также художник по свету Константин Кармазиков, видеохудожник Егор Лавров, художник по костюмам Светлана Тужикова и авторы оригинальной музыки — Игорь Поцукайло и Владимир Бычковский.